Вспомнили своих дедушек
В воскресенье курсанты Тюменского президентского кадетского училища представили на Исторической площади свой Бессмертный полк. Учащиеся с пятого по восьмой курс рассказывали о дедах и прадедах, участвовавших в Великой Отечественной войне.
На митинг к Вечному огню не удалось привезти из училища всех мальчиков. Но, по словам старшего преподавателя кафедры истории Светланы Коноваловой, даже те, кого не было -все до одного кропотливо собирали информацию о своих героических родственниках: на сайтах «Мемориал» и «Подвиг народа», разговаривали с родителями, изучали семейные альбомы.
— Этим проектом мы занимаемся второй год, поэтому и у иногородних ребят была возможность съездить на каникулы домой и подробнее узнать у родителей о своих дедах и прадедах, — рассказывает Светлана Викторовна. — За теми портретами и справками, что кадеты сегодня держат в руках, -целые исторические исследования.
Преподаватель и сама пришла с портретом своего деда — Ивана Николаевича Коновалова. Аккуратно держала его в одной руке, пока другой поправляла пилотки курсантам и ровняла их «по линеечке». Вообще, в тот день за спинами кадетов и их дедов выстроился надежный тыл. Родители, которые смогли приехать на торжественное построение — в основном, это тюменцы и жители ближайших районов, — вели себя очень трогательно. То шнурки своим кадетам завяжут, то пиджачок отряхнут, то в висок чмокнут. Словно любили в этот момент в этих мальчиках не только их самих, но и своих ушедших родителей, дедушек и бабушек, которые серьезно смотрели с портретов. Некоторые — до того похожи на своих внуков!
Вот и Александра Ефимовна Зайцева очень надеется, что получит долгое продолжение в своих внуках и правнуках. Сейчас у нее две правнучки: пяти и семнадцати лет.
— Я и сама примерно такого же возраста была, как моя старшая правнучка, когда в военкомат пошла проситься на фронт — мстить за папку. Нам на него похоронка в 1942 году пришла, — вспоминает Александра Ефимовна. — Долго нам с девчонками отказывали. Говорили, что еще слишком юны, а в 1943 году согласились-таки отправить нас в Киевское военно-медицинское училище, которое в то время было эвакуировано в Свердловск. В этот же год я попала на фронт — операционной медицинской сестрой.
Это в фильмах принято показывать, что солдаты всегда к медсестрам относятся с большим теплом и видят в них спасительниц. А в жизни было по-разному. Иные солдаты, которых надо было переложить на операционный стол, такими ругательствами в адрес молоденьких девушек сыпали, которых те отродясь и не слышали. Но они солдат понимали — адская боль, тут еще и не то закричишь.
— Наш полевой госпиталь с место на место переезжал — туда, где проходили бои, — продолжает Александра Зайцева. — То в разрушенных домах оперировали, то в школах, а то и вовсе в палатках.
Победу операционная сестра встретила в Польше. Хоть и ждала ее с нетерпением, но не сразу поверила, что все закончилось, и что она осталась жива. Эту историю в семье Александры Ефимовны знают хорошо. Нет-нет, да правнучки просят снова рассказать.
Жаль, что кадету Семену Афанасьеву не посчастливилось услышать историю с фронта из уст своего прадеда Алексея Александровича Пронина. Тот погиб при форсировании Северского Донца. Похоронен в братской могиле в Украине.
— В этом году мы очень хотели всей семьей поехать туда, но в связи со всеми событиями в Украине не получилось, — рассказывает мама Семена Елена Владимировна.
А на Исторической площади тем временем началась перекличка Бессмертного полка. Мальчишки громко в микрофон объявляют имена своих героических предков. Называют подразделения, в каких они воевали. Награды, какие получили. Кто-то чуть потише добавляет в микрофон:
— Я своего деда очень люблю. Воспитатели переполошились:
— Семен, Семен, что с тобой? Почему ты плачешь?
— Прадедушку вспомнил.
***
фото: Внук своего деда;Александра Зайцева;Перекличка поколений.