X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Здесь всегда есть живые цветы

Через дорогу от аграрного университета, в сквере у дома-музея Блюхера установлен один из самых трогательных тюменских мемориалов.

Памятник «Прощание» посвящен разбитым судьбам людей — не вернувшимся с войны ученикам тюменских школ. Непростой оказалась и судьба самого мемориала. На днях на встрече тобольского землячества Николай Васильевич Распопов рассказал о том, как создавался памятник.

— Я поставил себе задачу «нарисовать» портреты, в которых каждый родитель узнает своего сына или дочь… — начал скульптор.

В 1988 году идею памятника предложили педагоги и выпускники школы N 1 во главе с заслуженным учителем РСФСР Петром Хайновским. Организовали конкурс проектов. Распопов решился участвовать под влиянием своего коллеги Е.А. Герасимова: «Коля, не смотри ни на что, делай эскизы и подавай на конкурс». Николай Васильевич подготовил больше дюжины эскизов, из них выбрал два. В итоге из четырех конкурсных заявок 90 процентов голосов было отдано за один из его вариантов.

Для установки будущего монумента инициативная группа предложила сквер у дома Блюхера. Однако и в этот раз обсуждение было жарким. Распопов говорит, что главный архитектор города был недоволен выбором: грозился взять кувалду и разбить памятник. Скульптор Герасимов ответил, что сделать это удастся только через его труп. Архитектору ничего не оставалось, как отступить.

Теперь нужны были модели. Подходящий юноша обнаружился быстро. А вот девушку пришлось поискать.

Галя Безбородова

— Однажды я шел по улице. Смотрю — идет прямо на меня. Моя модель! Такой шанс упускать было нельзя, — вспоминает Распопов. — Подошел к ней и заговорил. По счастливому совпадению, она оказалась студенткой художественного училища и охотно согласилась мне позировать.

Над макетом будущей скульптуры Николай Васильевич работал полтора месяца. В те непростые годы денег на материалы взять было почти неоткуда. В сборе средств помогал городской совет ветеранов.

— Чем мне нравилась работа с ветеранами — они всегда очень быстро организовывались. Например, если во время работы над макетом я заходил в тупик и нуждался во взгляде со стороны, по моей просьбе они могли приехать уже через час.

Когда на худсовете стали обсуждать материал скульптуры, звучали даже предложения сделать ее из бетона. Но тогда работа вышла бы недолговечной . Автор предложил отлить памятник из бронзы, но это было бы слишком дорого… В итоге решили использовать медь. Половину средств нашли ветераны, другую половину автор вложил из своего кармана. Процесс тоже сопровождался трудностями, но когда все было закончено, скульптура, по выражению Николая Васильевича, «зазвучала».

Последнее приключение настигло проект, когда памятник уже был готов, а пьедестала еще не было. «Предлагали сделать его из кирпича. Но это же — как в лаптях», -вспоминает Распопов. На выручку снова пришли тюменские ветераны — нашли мрамор.

Соавтором мемориала стал архитектор Борис Жученко.

— Я всегда работал в контакте с архитекторами — для соблюдения пропорций, соотношения с окружающими зданиями и другими объектами. Памятник должен органично вписываться в пейзаж, -рассказывает Распопов. — Когда работа была закончена, Жученко сказал мне: «А ведь знаешь, Коля, если бы дело было в Европе или США, гонорара за памятник нам хватило бы на две семьи. А мы с тобой не можем даже бутылку пива купить».

Может быть, за свою работу скульптор и не получил много денег, но, по словам Николая Васильевича, его это не расстраивает. В авторском альбоме-сборнике под фотографией «Прощания» напечатаны его слова: «Я часто хожу к этому памятнику, и меня радует то, что, когда бы я ни пришел, там всегда лежат живые цветы».

***
фото: Так создавалось «Прощание»;Николай Распопов с альбомом, в котором собрана история создания монумента.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта