«Деловой мир» бросает вызов
История с рекламой, в которой был использован известный образ красноармейца с плаката «Ты записался добровольцем?», неожиданно нашла свое продолжение накануне 9 Мая.
Отдельные заказчики рекламной продукции решили, что очень удобно использовать украшения к празднику для продвижения своих услуг. Например, разместить ее рядом с флагами, которые были установлены по всему городу в честь Дня Победы. Если кто-то из людей так называемой старой закалки считает, что великая Победа и интересы деятелей общественного питания — вещи несовместимые, то эти граждане, считают предприниматели, просто не понимают жизни. Ведь деньги, как известно, не пахнут. И реклама тоже.
Напомним, речь идет о рекламном баннере с плакатом 20-х годов, которому рекламщики приписали фразу «Ты заказал шашлык?» Очень интересно было бы посмотреть в глаза человеку, который предложил эскиз этого рекламного изображения, но его найти не удалось.
В рекламной компании «Деловой мир» утверждают, что они за само изображение ответственности не несут. Более того, по словам Юлии Бухаровой, коммерческого директора рекламной компании, заказчику (компании «Пицца-экспресс») было представлено три варианта макета. Это подтверждают и представленные компанией копии переписки. Но «Пицца-экспресс» выбрала именно тот, на котором изображен красноармеец. Он заказчику понравился больше…
— Мы не имели права не согласовывать данный макет, — утверждает Юлия Владимировна. — Он не нарушает никаких законов. За этим наши юристы следят строго. Так что мы не совершали ничего противозаконного…
Госпожа Бухарова лукавит. В числе трех предложенных «Деловым миром» вариантов и был скандальный «шашлычный». Как же мораль и этика? Неужели никого не покоробило такое обращение с узнаваемыми историческими образами? Ведь когда-то этот красноармеец призывал на защиту Отечества. Или это уже не важно? Килограмм шашлыка или набор роллов весомее?
С точки зрения получения прибыли здесь и сейчас — безусловно. Но продать можно все, в том числе, как показывает современная практика, и историческую память.
Ничем обнадежить нас не смогли и специалисты, которые входят в состав экспертного совета при Тюменском отделении УФАС. Субъективная точка зрения у них расходилась с объективной.
— Можно говорить в данном случае о нарушениях авторского права или нравственных запретов и табу, — считает Галина Герасимова, доцент кафедры маркетинга и муниципального управления Тюменского нефтегазового университета. — Эту ситуацию надо оценивать комплексно. Как человек я считаю, что недопустимо использовать историческую память и исторические ассоциации в таком контексте, но подтвердить это законодательно трудно.
Оказалось, что в нынешней редакции закона о рекламе вообще убрана статья, которая говорила о неэтичности изображений. Закон теперь регулирует только использование геральдических символов в рекламе. То есть рядом с гербом и флагом размещать шашлык все-таки нельзя, а рядом, например, с изображением статуи «Родина-мать» — можно.
Этим и пользуются, как говорится, и в хвост, и в гриву, те, кто создает и заказывает рекламу. Тут их мнение на удивление едино. Этика -понятие расплывчатое: сколько людей, столько и мнений. Хотя, понятно, что в случае использования исторических образов — это демагогия. Исторический символ нельзя поставить с ног на голову и сказать, что так и было. Или ради продажи килограмма шашлыка все-таки можно? Пока идут разговоры, красноармеец с плаката пошел дальше. Сейчас он на улице Ленина предлагает и шашлык, и суши.
***
фото: Оригинал плаката 1920 года и его рекламная интерпретация.;Оригинал плаката 1920 года и его рекламная интерпретация.