Машина времени Романа Мамонтова
Известный журналист Роман Мамонтов с 6 по 8 мая снял два новых короткометражных фильма. Один из них посвящен 85-летию ТюмГУ, другой 90-летию областной научной библиотеки имени Менделеева. Съемки прошли в здании правления Сибирского пароходства Игнатова-Курбатова (ныне частный музей «Царская пристань»).
… Мы столкнулись на старинной лестнице особняка на Госпаровской, 3: обаятельная Анна Скорнякова и я. И я тут же почувствовала себя втянутой в водоворот событий: все в буквальном и переносном смысле задвигалось вокруг нас, словно пришли в действие неизвестные физические законы. Задвигались и ожили тени на стенах старинного особняка; куда-то заспешили чем-то неуловимым объединенные люди; защелкала аппаратура; невпопад зазвонили мобильные телефоны и застучала старинная печатная машинка. Так я попала на съемки той короткометражки, что посвящена университету.
На наших глазах современные ироничные перво- второ- и третьекурсники госуниверситета, только что беззаботно бренчавшие на музейном рояле, натянув какие-то чисто символические пальто и рубахи, превратились в студентов первой трети прошлого века -напоминая встревоженными глазами, одеревенело-стройной осанкой и выражением лица граждан, привыкших к постоянной муштре…
Режиссер Роман Мамонтов и продюсер Анна Скорнякова называют все это путешествием во времени. Идея обоих проектов пришла Роману, который уже сотрудничал с Виктором Павловичем Савченко в 2011 году. Тогда этот тандем вылился в проект «Подземный город». Теперь Мамонтов обратился к истории. Он задумал воссоздать в короткометражном формате исторические фрагменты нашего города, начиная с основания университета до 80-х годов. Выбрал яркие и драматичные эпизоды. Например, партсобрание 30-х годов. Или — сцену расстрела: в 30-е годы террор не обошел главное учебное заведение Тюмени, не пощадив многих, например, профессора Иорданского, петербуржца, организатора экспедиций на Север.
Главное условие для работы с этим материалом — достоверность натуры.
— Найти для съемок совпадающие по атмосфере и исторически точные локации было трудно, -рассказывает Анна Скорнякова, директор картины, костюмер, ассистент и продюсер. — Ни дом-музей Машарова, ни другие объекты не годились. Только здание пароходства в хорошем смысле поразило: старинная мебель, книги, даже самовары и печатная машинка попали в тему, не говоря уже о коридоре с обнаженной, покрытой высолами кирпичной кладкой, буквально предназначенном для смелых трагических сцен.
Что-то таинственное до сих пор хранят стены, и даже студенты начинают здесь вести себя иначе: сдержаннее, серьезнее.
— Кастингом мы не занимались! -весело сообщает Анна. — Нам просто дали в университете список «снимаемых и приглашаемых» студентов, и мы начали с ними работать, постепенно выявляя наиболее фактурных, например, Ярослава Жевнерова. Когда мы надели на него пиджак старого кроя и значок, то вдруг все увидели комсомольца — покорителя Севера.
Анна коротко говорит о сюжете: к профессору на лекцию приходит студент, просит расписаться в тетради. Профессор задумывается, его озадачила внешность студента — что-то знакомое. Он открывает фолианты и находит это лицо среди старых фотографий. Далее — в стиле фэнтэзи: этот студент был во всех эпохах! Достоверность — достоверностью, а художественную задумку Роман Мамонтов, как всегда, себе позволил.
Профессора играет заслуженный артист России Андрей Кыло-сов. Он приехал из Екатеринбурга на один съемочный день, найдя окно в своем графике сессий и театральных премьер. И вот мы уже беседуем у рояля «Шредер» об особенностях свердловской театральной школы и об особенностях психологического контекста при съемках в музее.
Рядом с нами оператор, в руках которого камера Red_epic: на таком оборудовании снимались «Человек-паук», «Хоббит», «Пираты Карибского моря». Широкий спектр цветокоррекции кинооборудования этого типа позволяет совершать чудо на завершающих этапах кинопроцесса, говорит оператор.
… А работа продолжается — эпизод в коридоре. Артисты с энтузиазмом повторяют в десятый раз одну и ту же сцену, под периодические взрывы хохота; вместо мужской рубахи кто-то подал женскую, и главный герой вспомнил «50 оттенков серого». Капризная кинокамера требует не только тишины, но полной неподвижности в момент съемок: не ходить, не стучать, не передвигаться. Так и летать научишься! Но вот кинопересменка. Пауза. Студенты валятся на диван либо устремляются на улицу.
Я в который раз чувствую: все меняется вокруг. Даже наш видавший виды маленький музей изменился: он дышит благодарностью! А я — «чую с гибельною болью», что просто-напросто отравилась этой киносъемочной атмосферой, и что эта страсть — всерьез и надолго. Вспомнилось все, начиная от очаровательного мультика «Фильм-фильм-фильм» до повести Дины Рубиной «Камера наезжает» и «Делать фильм» Федерико Феллини. У нас в музее только что было все, описанное Феллини. Спасибо за этот съемочный день Роману Мамонтову, «прекрасному и ужасному»: ведь именно этот сплав качеств может заставить съемочную группу беспрекословно слушаться и не обижаться, когда всесильный режиссер в пятнадцатый раз посылает «на исходную». А мы пока будем ждать сентября, когда нам и покажут короткометражку о госуниверситете.
***
фото: Роман Мамонтов руководит съемкой;Студенты играют своих сверстников, живших в прошлом веке.