Под военный марш вдоль Республики
Утром 9 мая слякоть и холод не располагали к прогулкам. Вместе со мной в маршрутке в центр ехали всего пятеро пассажиров. Одна из попутчиц сильно удивилась: «Как же так? Была уверена, что мест не найдется. Все же должны на торжественное шествие ехать…» Видимо, поехали мы рано.
С ФОТО И БЕЗ
Уже за полчаса до официального начала парада напротив здания городской администрации сформировался Бессмертный полк -люди от мала (в колясках, предусмотрительно закрытых от дождя) до велика с портретами своих родных и близких, участвовавших в Великой Отечественной войне. Фотографии были разнообразными: цветными и черно-белыми. С них смотрели как молодые люди, так и увешанные наградами ветераны.
— У нас не осталось дома фотографий моего деда политрука Кузьмы Курашкина, — признался один из участников полка Вячеслав Лепехов. — Эту мы отыскали через военкомат. Дед сам из Куйбышевской области. Воевал еще в Финскую. В июне 1941 года ушел добровольцем на новую войну и вскоре погиб под Москвой. Я его никогда не видел. Родился уже после разгрома фашистов… Дождь — не помеха нашему боевому настрою. Чувства сейчас противоречивые. И радость, и горечь от того, что так много людей не вернулось с фронта. Комок к горлу подкатывает.
Пробежавшись вдоль шеренг (в каждой по просьбе волонтеров должно было находиться 20 человек), насчитал их 73. Однако люди все прибывали.
Вот и десять утра миновало, а полк стоял. Как в военное время, он под дождем ждал своего часа. Любопытно — никто не роптал. Фотографировались, разглядывали фотографии соседей. Наблюдали за регулировщицами ТюмГУ, которые даже после ритмичных согревающих движений побежали греться в администрацию. А еще — люди пели песни военных лет.
В 10.30 полк тронулся. «На Москву!» — пошутил один из его участников, намекая на расположенный по пути следования торговый центр. На некоторое время к полку присоединились губернатор Владимир Якушев и глава администрации города Александр Моор, которые несли портреты своих дедов.
Следующие два с небольшим километра на юго-восток по центральной улице города превратились в одно громадное ликование. Тысячи тюменцев, стоявших вдоль улицы Республики, встречали полк так, словно его участниками на самом деле были живые ветераны, только что вернувшиеся с боев за Вену, Братиславу, Берлин, Прагу.
Среди участников Бессмертного полка я нашел Василия Семина, прибывшего на праздник из Сургута. Он нес табличку без фотографии.
— Мой отец Леонид Семин был танкистом, — рассказал Василий Леонидович. — Участвовал в Курской битве, а похоронен в Горьком. Только что товарищ из Новокузнецка по телефону с праздником поздравил. Все нормально, замечательно! Рад, что прошел в составе Бессмертного полка.
Люди аплодировали торжественной процессии вплоть до Минской, где полк… расформировали.
ФОТОСЕССИИ
Организаторы здорово подготовились к празднику. Пусть не разогнали тучи, как в Москве, но попытались сделать день интересным. Возвращаясь обратно, я увидел выставку военной инженерной техники, возле которой было множество горожан. Охраняли ее курсанты ТВВИКУ, которые тоже стали участниками фотосессий.
Здесь же — на площади 400-летия Тюмени — стояла громадная Стена памяти. Эх, еще бы подписать все эти фотографии!
— Вы знакомого ищете? -поинтересовался я у внимательно разглядывавшего изображения.
— Нет, просто интересно. Узнал пока только одного. Это же Василий Малков? Про него много писали.
— Это мой родственник! -признался молодой человек, фотографирующий другую часть стены. — Случайно увидел. Даже не знаю, как он сюда попал.
РАЗГЛЯДЕЛИ ДИНОЗАВРА
С каждой минутой дождь становился все сильнее. А по Республики продолжали идти партии, вузы, организации, госслужащие. В начале улицы же в это время готовились к спортивной части праздника. Первыми определили чемпионов велосипедисты. Лучшими в не самых благоприятных условиях стали наши Ансель Фаткуллин, Глеб Кугаевский, Евгения Набокова и Вероника Феоктистова.
Участники легкоатлетической эстафеты в поисках спасения от холода и влаги заполонили музей «Городская Дума».
— Мы любим, когда у нас много посетителей. Вчера вот 450 человек было, — прокомментировала неожиданный наплыв народа одна из сотрудниц музея, еле протискиваясь сквозь школьников.
— А вы были здесь раньше? -поинтересовался мокрый бегун у товарищей.
— Конечно, тут же динозавр есть! -сразу же нашелся не самый внимательный посетитель экскурсий.
И все же не все спасались от дождя. Некоторые с интересом изучали новый барельеф на Исторической площади. Например, Прасковья Арабаджи, ее дочь и внук.
— По пути домой с парада мы подкрепились солдатской кашей и заглянули сюда. Даже мысли не было о том, чтобы пропустить праздник и остаться дома, — сказала глава семьи. — Сейчас будем болеть за 38-ю школу, где учится мой внук Дмитрий.
И все же именно у школьников настроение было не из лучших. Они и парад пропустили, да еще и по лужам бежать пришлось.
— Какая погода, такое и настроение. Мы и на лыжероллерах должны были бежать. Хорошо, что отменили, — заметила Катя Нохрина из 18-й школы. — На парад сходить не получилось. Немножко посмотрела по телевизору тюменское шествие. Сейчас сразу домой, сушиться и отогреваться.
Я последовал катиному примеру. Отогревался почти два дня. Как же наши деды и прадеды почти четыре года провели в спартанских условиях? Без зонтиков и прочих атрибутов комфортной жизни?
***
фото: Проходит Бессмертный полк. Во главе колонны — правительство области и администрация Тюмени;Во главе кавалеристов Николай Шилохвостов;Самая модная в этот день одежда — солдатское х/б;Привет однополчанин!;Привет однополчанин!;Привет однополчанин!;Привет однополчанин!;Привет однополчанин!;Привет однополчанин!;Привет однополчанин!;Привет однополчанин!;Привет однополчанин!;Катя Нохрина финиширует.