Война его совсем не вдохновила
Об Александре Ивановиче Мурычеве говорят, что он — истинный художник: стоял у истоков тюменской школы живописи, искреннее служил искусству.
В 1940 году сам Александр Митинский отмечал «чутье и талант токаря Саши Мурычева». Начинающий художник учился в студии Дворца пионеров с сентября 1938-го по сентябрь 1941 года. Приходил на занятия вечерами. А днем был занят изготовлением мебели в артели «Победа». Может, написал бы еще большее число пейзажей небольшого, душевно-деревянного тогда города Тюмень, если бы не 1941 год и начавшаяся война, которые вырвали из творческой жизни Мурычева четыре года. Как и многие тюменские художники (Вениамин Барышев, Степан Лопатин, Иван Котовщиков), он ушел на фронт. Как некоторые — вернулся в 1945-м домой. Но если другие живописцы даже во время военных действий делали множество зарисовок, а придя с войны, дописывали военные сюжеты, превращая их в полноценные полотна, то Мурычева война не вдохновила. В фонде музейного комплекса имени Ивана Словцова сохранилось лишь несколько тематических акварелей. На одной из них (она называется «Вести с фронта») — толпа людей под репродуктором. То есть, военная тематика у Мурычева — тематика тыловая…
… Он родился 14 сентября 1918 года в деревне Онуфриево Исетского района Тюменской области. В 1930-м семья решила переехать в Тюмень, где Александр Иванович получил начальное художественное образование, как мы уже сказали, во Дворце пионеров. Ходил в кружок изобразительного искусства к Викентию Дубицкому и Александру Митинскому. Последний и приучил его к постоянной работе с натуры: Мурычев много ходил по берегу Туры, по улицам и окрестностям Тюмени, делал наброски. Именно тюменский колорит глубоко вошел в его дальнейшее серьезное творчество.
Он рано начал работать: в 17 лет трудился токарем по дереву на мебельной фабрике, продолжил дело отца-плотника.
… В начале войны ему было 22 года. Позже Александр Иванович рассказывал, что отлично помнит 22 июня 1941-го:
— Мы возвращались со студии через Луговую и услышали крики. Думали, что пожар. А когда узнали, что война началась, шли всю дорогу молча.
В феврале 1942 года Мурычева призвали в железнодорожный восстановительный батальон. Военная специальность — минер-подрывник. Строил вторые пути дороги Вологда — Архангельск, работал в заградительном отряде на линии Батайск — Сальск — Харьков — Белокоровичи — Сарны — Ровно — Луцк. Все эти железнодорожные станции восстанавливались с его участием.
29 апреля 1944 года во время разминирования одного из минных полей Александр Иванович был тяжело ранен, потерял ногу.
И сколько бы потом Мурычева о войне не спрашивали, отвечал он односложно: «Служил минером в инженерных войсках. Восстанавливали железнодорожные пути. Чаще всего работал под бомбежками, под обстрелом. В атаки не ходил, высоты не брал. До победы не дошел, потому что был ранен и в 1944 году демобилизован».
От тех лет с ним осталась хромота и запись: инвалид войны. В ноябре 1945 года Мурычев после лечения вернулся из госпиталя домой в Тюмень. За службу был награжден Орденом Отечественной войны II степени и медалью «За оборону Сталинграда».
Состояние его было подавленным: токарем он больше работать не мог. Хорошо, что осталась мечта стать живописцем. Кто знает, как сложилась бы послевоенная судьба Александра Ивановича, если бы не тяга к искусству. Не получив завершенного специального образования, он жадно хватался за каждую возможность выйти в большое искусство. Продолжил обучение в студии «Всекохудожник» в Москве. В 1961 году стал членом союза художников. К персональной выставке готовился много лет, наметил ее на свое 70-летие. Но не дожил двух лет, умер в 1986 году.
Настоящий фронтовик, он не оставил нам полотен с полей сражений, он сделал другое. Научил любить то, что имеем: улочки и дворики родной тыловой Тюмени.
***
фото: Репродукция акварели «Вести с фронта»;Александр Мурычев.