В конницу вошли лучшие
Желание участвовать в конном параде 9 мая изъявили более 45 частных коневладельцев, спортсменов и учеников конноспортивных клубов. После нескольких репетиций остались 30 всадников, прошедших жесткий отбор.
Впрочем, особого кастинга никто не устраивал: всадники сами поняли, какая лошадь справится с поставленной задачей, а нервы какой лучше поберечь. Ведь и простой выход в город для многих лошадей — это стресс, не говоря уже о параде, посмотреть на который соберутся сотни людей с воздушными шарами, флагами, дуделками, по-праздничному возбужденные. Добавьте сюда громкий оркестр и речи в микрофон. В войну, конечно, лошади слышали и не такое, но даже на поле боя командиры эскадронов отдавали приказы нараспев. Громко, чтобы все слышали, но тягуче и плавно, чтобы не напугать четвероногих служивых. Так положено по уставу кавалерии. Вот и Николай Шилохвостов — бессменный головной номер всех тюменских конных пробегов — «запевает» в мегафон, успокаивая разыгравшихся под всадниками лошадей:
— Ша-а-аго-о-ом.
Сейчас на ипподроме — отправной точке конного шествия — проходят последние репетиции. Лошадей, которые «квартируют» в конюшнях других конноспортивных клубов, привозят на ипподром в специальных фургонах-коневозках. Дело это ответственное, трудоемкое и времязатратное. Например, из поселка Воровский, где находится КСК «Олимпия», коневозка едет до центра города около часа — медленно, чтобы не растрясти привередливых пассажиров. Хотя те пассажиры, даже если водитель вел себя предельно аккуратно, все равно всегда остаются крайне недовольны подобными путешествиями. Возмущенно храпят, брыкаются, пытаются цапнуть за круглый бок своего соседа или конника, который выводит их из фургона.
В перерывах между седланием коней генеральный директор областного коневодческого союза Юлия Рахматулина рассказывает мне, что лошадей для парада они отбирали не по породе и масти, а по характеру. Кто самый покладистый и уравновешенный, тот и будет шагать в колонне. Ах, да — еще кобыл решили с собой в победоносный поход не брать, потому как, кроме меринов, в колонне пойдут темпераментные жеребцы — могут начаться беспорядки.
Что касается представительниц женского пола среди всадников, то они есть. И, пожалуй, в верховой езде могут дать фору некоторым мужчинам. Например, Юлия Шнайдер. Уж кто-кто, а она точно не переживала, как ее рыжий Чапа поведет себя в городе при большом скоплении народа. Ему не привыкать к всеобщему вниманию: Чапа — гвоздь программы многих культурно-массовых мероприятий и часто прогуливается по городу, запряженный в красивый белый экипаж. На своих суетящихся собратьев, которых выстраивают в колонну, он косится с превосходством. Посмотрели бы на него в этот момент скептики, которые с пеной у рта утверждают, что у животных нет мимики.
У лошадей есть и мимика, и свои привязанности, и самоотверженность — такая, какой, может быть, нет больше ни у одного живого существа на свете.
— Только лошади могут загнать себя до смерти, — говорит вдохновитель и организатор конного парада Владимир Шевчик. — Что с ними и происходило на войне. Однако когда сегодня говорят о победе в Великой Отечественной войне, то вспоминают только о человеческих потерях и потерях техники. Редко упоминают о том, что в эти годы погибло огромное количество лошадей.
Параллельно с подготовкой к параду заместитель секретаря регионального отделения «Единой России» Владимир Шевчик курировал обработку архивных исторических материалов, которые вошли в книгу «Конница Победы». Представить ее читателям планируют в скором времени, а пока -парад! Конная колонна должна стать шикарным его украшением. Во многих анонсах предстоящее шествие, которое будет замыкать праздничную демонстрацию, позиционируют как первое в своем роде.
Однако Николай Шилохвостов прекрасно помнит те года — конец 80-х и начало 90-х, — когда спортсмены КСВ «Рубин» принимали активное участие в парадах Победы. Пусть колонны были не столь многочисленные, как сейчас, но смотрелись всегда эффектно. Позже традиция несколько позабылась. Вероятно, потому, что массовое конное шествие — это довольно затратное мероприятие (чего только стоило в этот раз сшить стилизованную красноармейскую форму для всех участников!). А ведь есть еще и другие нюансы.
Я, например, не удержалась и переадресовала организаторам вопрос, который почему-то больше других не дает покоя интернет-пользователям: кто будет убирать с центральной улицы, пардон, навоз?
— Поступали и такие предложения: переодеть кого-нибудь в пленных фашистов и привлечь их к этому делу, — смеется Николай Шилохвостов. — Но, конечно, высказывалось это больше в качестве шутки.
Так что уборка улиц останется, судя по всему, за городскими хозяйственными службами. И, кстати, не факт, что у них будет так уж много работы: каждый всадник очень хорошо знает своего четвероного друга и за годы общения научился разным хитростям, полезным обоим. Например, кто-то перед подобными ответственными выездами старается не кормить своего коня, тогда он будет легче и не столь горяч. А кто-то, наоборот, задабривает своих лакомок угощением — и после этого из тех хоть веревки вей.
Но зрителям, наверное, и не обязательно знать всех секретов. Достаточно увидеть то, что получится в результате. И иметь в виду, что даже если эмоции будут бить через край, то лучше громко не кричать и не свистеть, чтобы лишний раз не пугать потомков четвероногих участников войны, которые положили жизнь ради победы.
***
фото: Юлия и Чапа;Николай Шилохвостов;Проходит кавалерия…