X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

О тишине мечтают на войне

«А зори здесь тихие…», Россия, 2015. По повести Бориса Васильева. Режиссер Ренат Давлетьяров. В ролях: Петр Федоров, Анастасия Микульчина, Женя Малахова, Агния Кузнецова, Софья Лебедева, Кристина Асмус, Екатерина Вилкова, Анатолий Белый, Дарья Мороз, Виктор Проскурин. Возрастное ограничение 12+.

НЕ САМЫЕ ПЛОХИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Собираясь на самый первый — утренний — сеанс в одном из тюменских кинотеатров в день российской премьеры, я лишний раз (словно портупею поправил) одернул себя: никаких сравнений в будущих заметках о фильме! Никаких параллелей между шедевром советского кино, снятым Станиславом Ростоцким в 1972-м, и еще одной экранизацией «Зорь». Двадцать первый век, новые технологии и изобразительные возможности кино, немыслимые в далеких 70-х. И новые поколения зрителей, приученные к драйву и размаху американского кино (имею в виду лучшие образцы продукции Голливуда).

Во время съемок режиссер и один из продюсеров новой картины — 53-летний Ренат Давлетьяров сказал, что работать с таким благодатным литературным материалом — настоящее счастье. И что он хочет прочесть повесть Васильева по-своему.

Буду считать, что этот замысел во многом удался. Кино получилось — динамичное, цельное, точно просчитанное по темпо-ритму. Восхищающее красотами лесной и озерной Карелии — изумрудная зелень, серые изломы скал, чистота воды и над всем этим голубое небо.

Авторы тонко уловили главный нерв повести — в неравном поединке между маленьким отрядом старшины Васкова (он и пять девушек-зенитчиц) и шестнадцатью отлично подготовленными немецкими диверсантами побеждают все-таки те, кто казался изначально слабее. В том, почему так произошло и не могло произойти иначе, — суть взволнованного повествования. (Кстати, не случайно даже актеры в «фашистский спецназ» были приглашены из Дюссельдорфа — мощные, фактурные, спортивные парни; они хорошо сыграли врагов — умелых и смертельно опасных).

Уважение к литературному оригиналу проявлено и в приеме с рассказчиком. Закадровые, пусть и очень небольшие, фрагменты текста читает актер Сергей Гармаш — задушевный узнаваемый голос.

Появился новый персонаж, которого нет в книге, — деревенский пожилой почтальон (маленькая, но по-своему яркая роль многоопытного актера Виктора Проскурина; по сценарию, именно ему выпадет первым столкнуться с незваными гостями, и эта встреча в лесу будет иметь трагический исход).

Если еще говорить об удачах фильма, то это, безусловно, и песня группы «Любэ» — она звучит на заключительных титрах картины и заставляет оставаться в зале, пока не исчезнут изображение и звук. Продлевает, если хотите, впечатление о только что увиденном и пережитом.

Удался, на мой взгляд, и образ Федота Васкова, скромного тылового служаки, коменданта крохотного гарнизона, раненого еще на войне с белофиннами (и отменно знающего здешние места, что так поможет в схватке с диверсионным отрядом). Позволю себе чуть пошутить: актера Петра Федорова ради этой роли понизили в звании. В «Сталинграде» Федора Бондарчука он был капитаном Громовым.

Замкнутый после ухода жены и потери сына, не слишком грамотный (четыре класса образования), вроде бы зацикленный на уставе и привыкший исполнять чужие команды, новый герой 33-летнего Федорова вдруг обнаруживает в себе отважного воина. Читающего книгу леса и способного на хитро выстроенный тактический поединок с матерыми хищниками («война — это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает»). И он же — будто старший брат этим девчонкам, умеющим стрелять из зенитного орудия, но почти потерявшимся в диких безлюдных местах — благо, старшина-следопыт всегда рядом.

Две сцены врезались в память и вспоминаются с точностью чуть ли не до одного кадра. Бой в скалах, который ведет поредевшая группа Васкова с превосходящим в силах противником — все еще надеясь на помощь своих, не зная, что подкрепления не будет. И сумасшедший бег старшины через лесной бурелом, когда, словно зверя, гонят его матерые фашистские охотники — и никак не могут убить. И не смогут. Снято мощно и захватывающе, за что отдельное спасибо оператору Семену Яковлеву.

ХОЛОСТЫЕ ВЫСТРЕЛЫ

Но, признаюсь, иногда картина Давлетьярова меня озадачивала. Или даже отталкивала некоторой невнятностью, не слишком понятными или неудачными ходами, которые сравнил бы с холостыми выстрелами.

Новые авторы решили пойти дальше создателей фильма 1972 года и скорректировали довоенные биографии двух героинь. Так, по их версии (в повести этого нет), семья Лизы Бричкиной была раскулачена. А мать Гали Четвертак стала жертвой более поздних репрессий, после чего девочка и попала в детдом… На этом делается некий акцент, который, однако, затем превращается в то ружье на театральной сцене, которое никогда не выстрелит — и, стало быть, напрасно вывешено на всеобщее обозрение. Ну и что? — спрошу я. Предателями эти милые девушки так и не стали. А пали смертью храбрых, не пропустив врага.

Разочарован Женей Малаховой в роли Жени Комельковой. Не стану вспоминать блистательную Ольгу Остроумову (тут невольно нарушил бы свое табу на сравнение двух фильмов). Разумеется, режиссер был вправе выбрать на одну из главных ролей свою супругу, но. Нам важнее результат. Боец Комелькова явно проигрывает на фоне бойцов Осяниной и Гурвич, чьи роли сыграли гораздо более опытные в кино, чем экс-солистка группы «Reflex», Анастасия Микульчина и Агния Кузнецова. (А вот кто приятно удивил, так это дебютантка Софья Лебедева в роли красноармейца Бричкиной — стопроцентно точный выбор в кастинге, который, пишут, был весьма непростым).

Придуман финал, тоже оставляющий знак вопроса. Вернувшийся в свой маленький гарнизон, старшина принимает новое пополнение — пять девушек. Совсем другие лица — но внутренним зрением Васков видит тех, кого потерял навсегда.

Однако мы же помним, что герой получил тяжелое ранение (у Ростоцкого он потеряет руку) и на морально-волевых, теряя сознание, конвоировал взятых в плен фрицев, пока наконец не увидел своих. Так быстро пришел в себя, так быстро вернулся? Не верю!

Словом, некий налет торопливости в картине все же присутствует. Профессиональные критики утверждают, что сейчас вообще приходится делать кино быстрее, чем раньше, и меньше времени тратить на подготовку съемок. Считая каждый рубль или доллар. Наверное, так и есть — еще бы попасть на настоящие съемки и самолично убедиться в этом!

… А завершу эти заметки внимательного зрителя на оптимистической ноте. Тот самый утренний сеанс в премьерный четверг, 30 апреля, собрал чуть ли не полный зал, где было много молодежи.

Никто не ушел, все внимали происходящему и, по-моему, были увлечены этой нестареющей историей про «бой местного значения». Бой-быль, бой-подвиг.

***
фото: Девушки-зенитчицы.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта