X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Письма в Ишим и из Ишима

Самые трепетные и самые сильные документы прошедшей войны — это простые письма. Треугольнички солдатские, официальные запросы в бюро по учету потерь. Письма родным и обращения в воинскую часть, откуда перестали приходить письма от родного человека…

В семейных архивах они вряд ли сохранились бы — по причине отсутствия таковых и еще потому, что не было привычки в крестьянских семьях к сохранению неофициальных бумаг, если и официальные-то не всегда сберегались. Но в конце войны эти письма еще были, с ними обращались в райвоенкоматы, чтобы подтвердить сам факт участия мужа, сына или брата в войне. Военкоматы пересылали эти листочки по инстанции, затем они попали в Подольский архив, где и были нами обнаружены. За письма, которые мы предлагаем вашему вниманию, следует поблагодарить лично ишимского райвоенкома тех лет полковника Белова.

«В бюро по учету персональных потерь рядового и сержантского состава от Шалыгиной А.А. из Второ-Песьяновского сельсовета Ишимского района Тюменской области. Прошу сообщить мне о моем сыне Шалыгине Н.П., год рождения 1923, проживающего до ухода в армию в данной местности. Ушел в армию в 1941 г. 20 декабря, последнее письмо было писано 18 июля 1942 г. С адресом полевая почта 41723, полк 783 взвод пеших разведчиков. И с тех пор я от него ничего не получала. Не знаем, где он, жив или нет. А поэтому прошу вас дать мне разъяснение о нем по вышеуказанному адресу. Шалыгина. 14.08.46 г.».

(От редакции. Как удалось выяснить, Шалыгин Николай Петрович, рядовой 783-го стрелкового полка 229-й СД, пропал без вести в августе 1942 года в большой излучине реки Дон).

«3 августа 43 года. Здравствуйте, многоуважаемая Анна Ал. Жук. Письмо мною ваше получено, на которое отвечаю. Ваш муж Жук Иван Н. был, то есть служил в моем подразделении. 12.1.43 следовал в свою часть из госпиталя, где лежал немного по его болезни. В этот же день начался сильный бой, и Жук не прибыл в свое подразделение. Куда он мог деться, для меня секрет. Или же его могло ранить на пути следования, и он уехал в госпиталь мимо своей санчасти, или же с ним, что могло случиться другое. По проверке документов в санчасти его фамилии не оказалось, и его местонахождение вам сообщить не могу. Вернее, его нет с 12 января 1943 года. Все же мы считаем, что он ранен. Вот, дорогая, маленький мой ответ. На это не обижайтесь, что я вам отвечаю очень кратко. С приветом, лейтенант Вагин. Можете писать на адрес: полевая почта 29125 «д», Вагину М.И.»

(По данным книги «Память », Жук Иван Никитович, рядовой 711-го СП, пропал без вести в марте 1942 г.)

«Тюменская область Ишимский район Удаловский сельсовет, д. Жиляковка за речкой, Бырдиной Акулине Митрофановне.

Привет из Восточной Пруссии, 9 апреля 1945 года. Здравствуй, дорогая моя мама, с приветом твой сын Иван Андреевич. Мама, желаю я тебе наилучших успехов в твоей повседневной жизни, а самое главное — быть здоровой. Привет дорогому сыну Леониду Ивановичу, желаю хороших успехов в учебе. Привет Марусе, Анне, Мише, Ивану. И всем родным и знакомым.

Михаилу Андреевичу — вечная слава павшему в борьбе с фашистской ордой за независимость нашей родины. Мама, тяжело мне такое воспоминание писать о брате, который у меня был единственным, и я его больше не увижу. Мама, я понимаю, что тебе тяжело воспитывать сироту, но что поделаешь, война без жертв не бывает. Моя просьба — меньше плачь, береги здоровье. Буду жив, твоя тяжесть жизни облегчится и улучшится. Пару слов о себе. Я живу хорошо, чувствую себя здоровым. Правда, скучно иногда бывает, а именно в тот момент, когда вспомнишь, что потерял навсегда брата Михаила, Дмитрия Архиповича и его сына Федора и других своих близких родственников. И второе — когда долго от вас нет письма. Прошу писать письма почаще. Мама, я прошу сфотографируйтесь все вместе и вышлите мне. Я хоть на вас посмотрю. Остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Писал ваш сын Иван Андреевич Бырдин, полевая почта N 71150».

«… Привет с фронта от Саши сыну Селиванова Михаила. Добрый день, счастливая минута, здравствуй, сын Селиванова — Иван Михайлович и твоя сестренка Мария Михайловна и ваша мама — всем фронтовой красноармейский привет. Иван М., я ваше письмо получил, за которое очень благодарю и в котором вы спрашиваете: жив или ранен ваш родной отец. Я вам в первом письме сообщал, что он был тяжело ранен в левый бок и отправили его в госпиталь, а во втором письме я вам писал, что он не вынес тяжелого ранения и дорогой скончался. И его похоронили в Белоруссии между двух сосен, но забыл, какая деревня (другой рукой приписано: дер. Морзино. — Ред.). Я вам писал в другом письме эту деревню. Я говорил в штабе, чтобы вам выслали похоронную, мне сказали, что будет выслана, но не знаю — вы получили ее или нет. Вот и все. Иван Михайлович, пиши чаще, я буду отвечать на каждое ваше письмо. С приветом, Бадьин Саша».

«Я, Волков М.П., 1910 год рождения, проживаю в г. Ишим на ул. Новобольничной, даю справку на Волкова Ивана Петровича, 1913 года рождения. Были призваны в РККА 31 июля 1941 года, учились на связистов три месяца в городе Омске. 3 ноября 1941 года выехали на фронт. Были в связи до 21 января 1942 года, 21 января попали в окружение в Ржевскую группу и сразу перевели в пехоту. Были в 39-й армии, часть 353, и 14 февраля 1942 года пошли в наступление с деревни Новозуева на деревню Локшина Ржевского района Калининской области. Волков И.П. остался на поле боя, был убит от пули. Был у меня в отделении. Вышли с поля боя на формировку, командование было новое, часть другая. Я лично ходил в штаб, чтобы послали похоронную, но все же не послали. Еще может подтвердить Пешков Василий, работает в Госбанке хозяйственником, был в одном взводе с нами, выбыл по ранению 4 февраля 1942 года.

Волков Иван Петрович, 1913 года рождения, был убит в деревне Локшино Ржевского района Калининской области. Что подтверждаю. Волков. 29 ноября 1946 г.»

… Вот такие письма. Все, что осталось от этих солдат. И память.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта