Письмо из далекого прошлого
Редчайший документ — грамоту царя Бориса Годунова конца XVI века — заново выявил в фонде «Тюменская приказная изба и воеводская канцелярия.» областного государственного архива ученый нефтегазового университета Алексей Конев.
Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник кафедры гуманитарных наук согласился ответить на вопросы «Тюменского курьера».
— Каким образом документ попал в поле вашего зрения?
— Значительная часть времени историка-исследователя проходит в изучении архивов. Вообще, о том, что фрагмент грамоты хранится в фонде, специалисты знают давно. Примерно 65 лет назад россыпь документов тюменской приказной избы и воеводской канцелярии разобрали под руководством Павла Рощевского. А лет через двадцать после этого Дмитрий Копылов вместе с коллегами составил обзор-указатель, который по сей день остается основным путеводителем по фонду. Так что историкам о существовании документа было известно, но вот датирован он приблизительно — грамоту отнесли к 1604-1605 году. То есть к началу XVII века. Кроме того, начальная и конечная части документа были утрачены, а имеющийся фрагмент поврежден, так что часть текста не читалась. Поэтому ученые не смогли установить, кому и с какой целью она была адресована.
Я же впервые заинтересовался грамотой в 2000 году, когда работал в архиве совершенно по другой теме. Мне стало интересно, ведь архив, подобный тюменскому, есть только в Иркутске — Илимская воеводская канцелярия. Но там документы от 1650 года и позже, то есть вторая половина XVII века. А здесь есть начало XVII века. Ознакомившись с документом, заметил, что имевшаяся в нем дата косвенно указывает на возможность более раннего происхождения грамоты. Но для точного определения нужно было заниматься глубоким изучением источника. Такой возможности не было, и со временем я об этом документе просто забыл. К тому же была подспудная уверенность, что кто-то из специалистов непременно им займется.
— Но пятнадцать лет спустя вы к этому документу все-таки вернулись. Почему?
— Благодаря основной работе — изучаю историю политики Российской империи в отношении народов Сибири конца XVI — начала XX веков. Интересуюсь документами всего этого периода. Я внимательно прочитал отрывок грамоты и восстановил ту часть текста, которая была утрачена из-за повреждения бумаги. Тогда-то и вспомнилось, что где-то я похожий отрывок видел. А именно в издании «Русская историческая библиотека». Оказалось, наш фрагмент — это часть грамоты «о сложении ясака», направленной в Тюмень от имени царя Бориса Годунова!
Такие рассылали летом 1599 года во все сибирские города на имя местных воевод. Полный текст удалось реконструировать благодаря копии аналогичной грамоты, направленной в Верхотурье. Копию с верхотурской грамоты снял в начале 1740-х годов известный историограф Герхард Фридрих Миллер. В описи копийной книги, составленной Миллером и его помощниками, упоминается о грамоте царя Бориса Годунова от 25 июня 1599 года, отправленной в Тюмень «
Этот фрагмент документа следует считать самым ранним подлинным актовым источником и единственным, относящимся к XVI веку, в фондах не только нашего областного архива, но и в других архивных собраниях Сибири.
— Почему осталось так мало документов того времени?
— Пожары — обычное дело. Постройки деревянные, отапливать дома нужно, а техники противопожарной безопасности не было как таковой. Даже в наше время в Тюмени деревянные дома иногда горят из-за неосторожного обращения с печками, а представьте, как было тогда. Вторая причина — наводнения. Тюмень в тот период часто затапливало. И в третьих, не было пиетета перед историческими документам, они сносно хранились в течение того времени, пока были актуальны. А потом про них забывали, и что там с ними будет — никого особо не волновало. Хорошо, Герхард Фридрих Миллер достаточно большое количество сибирских документов конца XVI-XVII веков скопировал во время Великой Северной экспедиции.
— А какое политическое значение эта грамота имела для своих современников?
— Она была составлена в первый год правления Бориса Годунова. И мы можем видеть, какие шаги он принимает для укрепления своего положения на царстве. Например, стремится расположить к себе население огромной территории, завоевать популярность и симпатии жителей. Дело в том, что если говорить строго, то Сибирь на тот момент нельзя было считать в полной мере русской территорией. Она только становилась частью державы. В 1599 году хан Кучум еще жив! Дважды разбит, но жив. Так что отмена ясака — популистский шаг. Налоговые послабления политики используют аналогичным образом и сегодня.
Следует учесть, Бориса Годунова на царство избрали, что было необычным явлением в политической практике Московской Руси. Со смертью царя Федора Иоанновича, третьего сына Ивана Грозного, прервалась ветвь династии Рюриковичей на русском престоле. Но еще при жизни царя Борис Годунов, приходившийся ему шурином, активно участвовал в политической жизни государства. Тем не менее избрание царя было новинкой, и Годунов осознавал неустойчивость своего положения. Он был опытным политиком и понимал, что нужно повысить легитимность своей власти.
Царствование Бориса начиналось успешно, к сожалению, все мы знаем, что было потом: неурожай и голод, появление Лжедмитрия I и наступление Смутного времени. Печальные страницы в истории России.
***
фото: Алексей Конев;Фрагмент грамоты царя Бориса Годунова тюменскому воеводе 25 июня 1599 года.