X

  • 02 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 121
  • 5620

На пути к покупательскому счастью

Казалось бы, сейчас — не самое время рассуждать об удачных покупках.

Российская статистика утверждает, что покупательская способность населения снизилась, в некоторых регионах — более чем на 15%. Однако эта тенденция не коснулась Тюменской области. В чем тут секрет? Где у нас явные преимущества, а где — слабые места?

Для разговора на эту тему мы пригласили в редакцию Елену Еремину, директора городского департамента потребительского рынка. Елена Михайловна дала краткую характеристику отрасли:

— Потребительский рынок города является, наверное, самой емкой сферой по трудозанятости — более 70 тысяч работающих. С учетом того, что у нас около 180 тысяч детей, почти 200 тысяч студентов, более 200 тысяч пенсионеров — получается, что эти 70 тысяч — почти половина трудоспособного населения Тюмени. Две трети из них заняты в торговле. Треть приходится на общественное питание, рынки, оптовую торговлю, автозаправочные станции. Почти полторы тысячи человек работают в сфере бытовых услуг.

В Тюмени 3876 торговых объектов. Нормативный показатель перевыполнен в два раза. По количеству торговых метров на тысячу населения мы превышаем даже показатели Москвы. Более 110 процентов составляет у нас обеспеченность посадочными местами в сфере общественного питания. Мы продолжаем прирастать форматом кафе классов эконом и эконом-минус. Ежегодно наблюдается прирост летних веранд и кафе. В 2007 году их было 12, сейчас — почти 50.

— Но по данным центра занятости в последнее время все чаще встают на учет по безработице те, кто работал в сфере продаж. Там крупные сокращения?

— Сокращения прошли в одной крупной и всем известной компании, и эти люди двинулись на рынок труда в поисках работы. Создался дисбаланс, но перекос скоро нивелируется, так как готовится к открытию ряд больших торговых объектов: они поглотят безработных.

В сфере потребительского рынка больше тревожит другой дефицит — высококвалифицированных кадров. Приходят специалисты с высшим образованием, но, бывает, не соответствуют требованиям к должности администратора, заведующего, управленца, а работать рядовыми сотрудниками они не хотят. Сфере потребительского рынка необходимы и специалисты с хорошим логистическим подходом к работе. Важно уметь организовать свой труд, надсмотрщиков за каждым не поставишь.

— По данным департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ Тюменская область — чуть ли не единственный регион в стране, где потребительская активность не упала, а выросла на 6 процентов. На ваш взгляд, за счет чего?

— За счет активного развития города, отлаженности транспортных потоков, активного взаимодействия с регионами Севера. В Тюмень многие приезжают за покупками. В прошлый кризисный период 2008 года было падение потребительского спроса, но только в первой половине года и по таким сегментам, как продажа ювелирных изделий, дорогих часов, обуви, одежды, автомобилей, строительных и отделочных материалов. А во второй половине года начался резкий взлет спроса на дорогие вина, гастрономию, конфеты, рыбу, икру. Все оказалось просто: кто-то не поехал за рубеж, не купил новую шубу — и решил устроить сам себе праздник…

Также наблюдения показали, что в кризисные периоды часть группы эконом присоединяется к классу премиум, а другая часть — к классу эконом-минус. После кризиса они опять сближаются. Еще один любопытный показатель: соотношение объемов продаж в промышленной и продовольственной сферах. Как только траты на продукты начинают преобладать над остальными — значит, кризис грянул. Но даже в тот кризисный период у нас по итогам года этого не произошло. Нет и на сегодняшний момент. К концу третьего квартала 2014 года мы перевыполнили план по объему продаж. А в четвертом квартале и вовсе был ажиотаж. Потом спрос провалился в январе, но это типично. Торговля после Нового года отдыхает, ждет своего потребителя.

— И дождалась? Есть ли новые цифры?

— Они будут в конце апреля. Пока нет ударных темпов товарооборота. Объемы продаж упали в сфере общественного питания и услуг. Но количество потребителей и покупок не стало меньше. Снизился средний чек покупок.

— Чем тогда объяснить такое нервное напряжение в обществе в отношении кризиса? Журналисты в этом виноваты?

— Вины журналистов нет никакой. Журналист пишет то, о чем говорят, он отражает реальность. Нервная напряженность присутствует, но идет она не от потребителя, а от продавца, от того, кто предоставляет и оказывает услуги. У продавцов сложились определенные ожидания по объемам продаж, по объему маржи и своим планам. У руководителя торгового предприятия должно быть два-три плана: самый благоприятный, средне-благоприятный и неблагоприятный. Каждый раз надо работать в трех направлениях, иначе несоответствие плана ожиданиям приводит к нервному напряжению.

По аналогии с прошлым кризисом напряжение, особенно в сфере промышленных товаров, может сохраниться до мая. Надо быть готовыми. Потом начнутся летние покупки под туристические поездки. Не секрет, что россияне — самые выгодные клиенты для туристического бизнеса. Покупательская способность у нас высокая.

— Вы оптимист по профессии или по характеру?

— По информационной составляющей.

— Не кажется ли вам, что рост количества летних веранд и кафе связан с тем, что в таких точках предприниматели позволяют себе нарушить антитабачное законодательство? Говорят, что выгоднее платить штраф, чем терять клиентов.

— Соблюдение законодательства по ограничению курения в общественных местах — сфера Роспотребнадзора. На мой взгляд, две тенденции никак не связаны. Считаю, что тотального желания как-нибудь обойти закон у наших предпринимателей нет. Если вы знаете такие веранды — уведомляйте Роспотребнадзор.

— Известный факт, что в кризис стихийно начинает расти уличная торговля. Надо ли что-то менять сейчас в этой сфере?

— Уличная торговля была, есть и будет. С одной стороны, это — лакмусовая бумажка, с другой — бич общества. Законопослушные граждане требуют ее ликвидировать, запретить: «Почему вы разрешаете торговать рыбой на улице?!» Спрашивается, а почему вы ее покупаете? На продукцию нет паспорта, у продавца нет санитарной книжки…

Кто торгует на улицах? Не предприниматели. А люди, которые не платят налогов, не регистрируются как предприниматели, их товар часто не соответствует санитарным требованиям, несет в себе угрозу для здоровья. Если покупатель совершает покупку, то спонсирует эту торговлю.

Можно ли ее прекратить, ликвидировать? Такого права у нас нет, УМВД отказалось подписывать соглашение. Пытаемся решать проблему через службу судебных приставов. В рамках исполнительного производства они могут изымать товар у тех, кто не платит штрафов.

Отдельно — про бабушек. Возможность продать товар в законном месте у них имеется, плата за это не взимается. Оборудованные торговые места созданы и рядом с площадью Единства и согласия: 83 на соседней ярмарке, в том числе 53 для льготной категории, плюс 28 на парапете рынка. Но туда они идут, только если на площади работает наряд полиции. Вопрос — в правосознании, в уважении к горожанам, уважении в себе… Бабушки не всегда продают товар, выращенный на садовых участках, чаще они занимаются перепродажей.

— Надо ли в новой экономической ситуации предоставлять преференции нестационарной торговле?

— В схему размещения нестационарных торговых объектов внесено более 500 точек. Их число сохранится, несмотря на то, что схема претерпит изменения. Из нее будет исключено около 30 процентов мест, так как они располагаются на охранной зоне инженерных коммуникаций, полосах отвода дорог. С середины лета начнем уведомлять хозсубъекты, что им надо либо самим место подобрать, либо подать заявку в муниципалитет.

— Можно ли повлиять на качество обслуживания в магазинах у дома: там, бывает, неприятно пахнет, там хабалистые продавщицы?..

— Для того, чтобы выжить, малому бизнесу надо конкурировать с крупными объектами в двух вещах — в ассортименте и в цене. Крупные сети закупают оптовые партии товара, потому цена в гипермаркетах ниже. Конкурировать с той же группой товара, которой торгует крупный бизнес, малому практически невозможно. Предпринимателям в магазинах у дома мы рекомендовали продумать другой ассортимент и особое внимание уделить местным товаропроизводителям, аграрному направлению. Реализация продукции под брендом: «Покупаем тюменское» позволит малому бизнесу выжить. Наш потребитель лоялен к свежей продукции местного производства. Он хочет быть уверен в натуральности продукта. Хотя не все фермерские хозяйства оказались готовы к соблюдению технических регламентов.

Так, сейчас выдвигаются и более кардинальные рекомендации. Одна из них — от Минпромторга: предоставить каждому фермеру по ларьку для продажи сельхозпродукции. Но пока я не знаю ни одного фермера, который бы продавал свою продукцию в ларьках. Есть предприниматели, которые готовы ее закупить, но им нужна оптовая база, где все можно хранить. Причем, такая база должна быть близкой и к району проживания, и к району спроса.

— То есть посредники торговле все-таки необходимы? Кто они такие?

— Посреднические предприятия создаются либо фирмой, которая занимается розничной продажей, и ей необходимо оптово-логистическое звено. Либо подобное посредническое предприятие — звено реализации продукции у товаропроизводителя. Может быть и третий вариант, когда посредник не относится ни к производителю, ни к продавцу. Пару лет назад количество подобных посреднических звеньев в России превышало все среднеевропейские нормы. У них — не более двух колен. У нас порой возникает до 12-16 колен в сложных цепочках. Это приводит только к сокрытию доходов, перераспределению денежного потока и росту цены товара.

— В последнее время популярными стали социальные продовольственные ярмарки. Теперь они работают на шести площадках. Но в предыдущий раз у «Вояжа» например, не было очередей. Это не тревожный показатель?

— Очереди возникают в двух случаях: когда товар высоко востребован и у него конкурентная цена, и когда торгующие медленно считают деньги. Именно такой эффект наблюдался на прошлых ярмарках. Теперь навык работы с мелочью у продавцов появился, продажи проходят быстрее, исчезли и очереди. А объем продаж на новых ярмарочных площадках в два раза превысил предыдущий среднестатистический показатель. Беспокоиться не о чем.

— Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный покупатель в кризис?

— Он должен быть счастливым. Он радуется каждому дню, у него все благополучно в семье, у него рождаются дети, у него много потребителей дома — он приходит и делает покупки. И, конечно, у него есть деньги. Хотя, говорят, что не в них счастье.

***
фото: Елена Еремина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта