Работать всегда непросто
Со всех углов мы не первый месяц слышим про экономический кризис. А что думают о нем люди, ежедневно занимающиеся производством?
Об этом мы беседуем с директором завода мобильных зданий «СибСтрой 2007» Владимиром Носковым.
Кандидатура для экспертного мнения — самая что ни есть подходящая. Руководит предприятием, которое насчитывает около 200 работников, отец пяти детей. Продукция завода — модульные здания, передвижные вагон-дома на колесах, бытовки, садоводческие домики и многое другое — расходится по всей стране.
— Кризис — это для ленивых, -считает Владимир Витальевич. -Хотя работать всегда было не просто. Когда начинал дело, все было ново и не очень понятно. Сейчас же другие сложности. Наши основные заказчики — подразделения «Роснефти», «Лукойла», «Транснефти». В договорах они предъявляют нам более 40 пунктов требований, которые мы не можем нарушить. Ошибемся — нарвемся на такие штрафные санкции, что можем обанкротиться.
— Какой у вас ежемесячный товарооборот?
— Стандартных вагонов — 30-40. Если прибавить бытовки и дачные домики, то около 50.
— В производстве вы используете иностранные комплектующие. Как избежали повышения цен на продукцию?
— Пришлось уменьшить прибыль. Согласен, цены скакнули. Это та же жадность. Уверен, что они все же упадут. Есть и другой вопрос. Почему железо подорожало? Оказывается, много сырья на металлургических заводах — из Китая. Раньше у нас руду добывали в основном те, кто приговорен к смертной казни. Сегодня Россия — гуманное государство. А кто хочет гробить свое здоровье даже за высокую зарплату?
— За 15 лет модельный ряд сильно изменился?
— Он постоянно расширяется. Сейчас у нас более 600 наименований продукции.
— Северяне просят что-то изысканное?
— Наоборот. Там во главе предприятий в основном иностранцы находятся. Они поначалу считали, что условия на нашем Севере не отличаются от европейских или американских. Были уверены, что там везде асфальт. Приходилось объяснять… К примеру, что не нужно ставить на тележки импортную резину — не будет она работать в наших условиях. Заказчики сильно удивлялись.
— Так иностранцы же, вроде, перестали сотрудничать с нашей страной. Санкции…
— Как работали, так и работают. Им главное — прибыль!
— Много у вас в Тюмени конкурентов?
— Если не считать тех, кто производит подобную продукцию в гараже, то шесть.
— Требования к вам высокие. Конкурентов — достаточно. Остаться на этом рынке сложно. Никогда не появляется желания все бросить?
— Желание уйти было. Я уже достаточно заработал. Хочется съездить куда-нибудь, как следует отдохнуть. Мне не верят, что всего раз за границей был. Но если я закрою завод, что будет с моими многочисленными сотрудниками?
— У них в последнее время не стало меньше работы? Зарплата не понизилась?
— Работы у нас много. В новых условиях появилась только одна сложность. Называется она отсрочка платежа. К примеру, если хочешь работать с «Роснефтью», сначала выполняешь работу, а потом 120 дней ждешь. Если за это время к нашей продукции не будет замечаний, то только тогда нам ее оплатят. А в реальности — еще позже. Можно не работать с подобными гигантами, но тогда придется резко сократить штат.
— Многие футбольные болельщики знают вашу команду «Сибстрой». Не собираетесь свернуть социальную нагрузку?
— Конечно, нет. Команда продолжит выступление в первенстве города.
— Из нашего разговора получается, что кризис — это просто слова?
— Тот, кто хочет, — работает. Просто нужно отказаться от сверхприбылей, к которым все предприниматели привыкли. Сегодня именно нам, возможно, даже легче работать, чем другим производителям. Мы цены не завышали, а потому остались на прежнем уровне. Многим же приходится подстраиваться под текущую обстановку и резко понижать свой аппетит. Как это — я раньше зарабатывали миллиард, а теперь — только половину? Конечно, они называют это кризисом.
***
фото: Владимир Носков;Продукция завода.;Сварщик Денис Матаев