Успеть воспитать, пока другие не успели
Одна из главных причин проявлений экстремизма и радикализма — это отсутствие подлинных знаний о религии. И об исламе в том числе.
К такому выводу пришли участники заседания «круглого стола», которое прошло вчера в Доме национальных культур «Строитель». Здесь выступали с докладами представители трех духовных управлений, мусульманских и молодежных организаций, научного сообщества и областного комитета по делам национальностей. Поводом для встречи стала наметившаяся тревожная тенденция: среди россиян, «обработанных» пропагандой экстремистских организаций и вступивших в их ряды, есть и уроженцы Тюменской области.
— Мы должны понять, почему это произошло? И решить: как не допустить подобного в дальнейшем, -призвал председатель Казыятского управления мусульман Тюменской области Фатых Гарифуллин.
А его заместитель Амир Балдин рассказал случай из собственной жизни: ему довелось беседовать с человеком, который очень хотел поехать в Сирию, дабы помочь своим мусульманским братьям и сестрам.
— Я спросил его: чем конкретно ты хочешь им помочь? — говорит Амир Балдин. — Он ответил: буду бороться с ширком! Я спросил: а что такое ширк? Он ответил: многобожие. Я снова спросил: а что такое многобожие? Он: придание Аллаху сотоварищей. На вопрос, что же значит придание Аллаху сотоварищей, он ответить уже не смог. Получается, на самом деле он не осознает до конца, с чем и с кем хочет бороться. К сожалению, таков сегодня уровень религиозных знаний — особенно у молодых людей.
Именно поэтому, считают проповедники, их так легко сбить с пути, вложив в головы, не обремененные подлинными знаниями, любую идеологию. Как правило, представители радикальных религиозных течений — читай, сект -не жалеют времени на долгие пропагандистские речи. Видеоролики с такими выступления, несмотря на все усилия правоохранительных органов по их истреблению, «гуляют» по Сети в больших количествах. Может, звучит дико, но преподавателям, родителям и представителям традиционного ислама, да и любой другой религии, есть чему поучиться у этих радикальных пропагандистов. Например, настойчивости в воспитании подрастающего поколения «по своему образу и подобию».
О воспитании и образовании говорил заместитель председателя Духовного управления мусульман Тюменской области Искандер Юсупов. Он считает, что в обязательную школьную программу необходимо вернуть уроки патриотизма, воспитывающие в детях любовь и уважение к родине и к тем, кто живет рядом, — вне зависимости от национальности и вероисповедания. А также уроки элементарного этикета, чтобы дети с малых лет усвоили, что старшим надо уступать место в автобусе.
— А мы же беремся за воспитание наших детей в 17 лет, когда появляются первые серьезные проблемы, — говорит Юсупов. — Но поздно!
К этому времени у молодых людей уже появляются другие авторитеты, к которым они прислушиваются. И нет никакой гарантии, что завтра этот авторитет не позовет «воевать в Сирию».
По мнению Искандера Юсупова, чтобы не пришлось отлавливать российских мусульман по горячим точкам за границей, необходимо в своей стране создать такие условия, чтобы людям, исповедующим ислам, не пришло в голову, что на родине их в чем-то ущемляют. Оратор имел в виду обустройство молельных комнат в общественных социально значимых местах, использование халяльных (дозволенных — М.С.) продуктов на кухнях детских садов, школ, больниц, армии. Хуже от этого представителям ни одной религии не будет, зато в мусульманах укрепит мысль: чтобы исповедовать традиционный ислам, не надо уходить в подполье и занимать позицию сопротивления.
Говорили на встрече и о возрождении института общественного порицания. Имаммухтасиб Тюменской области Центрального духовного управления мусульман России Ильдар Зиганшин с сожалением отметил, что на сегодняшний день фраза «поступай так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе» — это пустые слова. И необходимо вернуть им былой смысл. Как? Начать с самовоспитания, которое в исламе считается большим джихадом (с арабского — усилие). Увы, но сейчас многие люди, даже те, кто причисляет себя к мусульманам, знают совсем другую трактовку этого слова.
Отсюда — и многие беды, считает заведующий отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Марджани АН Республики Татарстан Дамир Шагавиев. Он рассказал участникам заседания «круглого стола» о том, каким образом в исламе появляются секты, представители которых — насколько бы абсурдным это ни казалось — воинственно настроены, в первую очередь, к людям, также исповедующим ислам. Но, как уверены сектанты, неправильный. Все дело — в разночтении сур Корана и хадисов (жизнеописание пророка Мухаммада — М . С. ) П о словам Дамира Шагавиева, сура или хадис, вырванные из контекста, могут приобрести прямо противоположный смысл. Воинственный. На этом и спекулируют приверженцы радикальных течений.
… В резолюции заседания говорится, что радикальные религиозно-политические концепции не имеют ничего общего с духовными и нравственными ценностями мусульманской религии. Потому что ислам — одна из великих мировых религий, противостоящая любым проявлениям экстремизма. Участники заседания приняли решение о том, что необходимо создать объединенную экспертно-консультативную группу духовных управлений мусульман и национально-культурных автономий Тюменской области по профилактике радикализма и экстремизма в молодежной среде. А также разработать единую программу, направленную на защиту подрастающего поколения от воздействия террористической идеологии.