Выставка Рыженко как учебник истории
Сотрудники музейного комплекса имени Ивана Словцова озадачены вялым интересом публики к выставке «Исторический реализм» художника-монументалиста Павла Рыженко.
Судя по числу проданных билетов, в первую неделю работы экспозиции наблюдался всплеск активности: на полотна пришли посмотреть четыре сотни человек. Дальше интерес пошел на спад.
Я огорчение искусствоведов разделяю: сама была на этой выставке трижды, посмотрела всю информацию о Рыженко, которую нашла в Интернете, разослала ее друзьям и знакомым, которым (точно знаю!) исторические полотна художника будут интересны. Но по моей рекомендации на выставку сходил пока только один человек: помощник главного редактора нашей газеты Эльвира Павловна, человек, к искусству восприимчивый. Она, я знаю, водила в музей своих друзей. Но это пока все.
Допускаю, что из меня вышел не особенно хороший пиарщик. Но музей работает в этом смысле куда профессиональнее. К тому же, в этот раз организовать и провести выставку музейщикам помогал Центр защиты материнства «Покров», этот проект поддержали правительство Тюменской области и областной департамент культуры. Экспозиция оказалась очень трудоемкой: ее основу составляют авторские копии, выполненные рукой самого мастера с соблюдением точных размеров первоначальных полотен. Рыженко повторно написал свои картины по просьбе екатеринбургского благотворителя — почитателя творчества живописца — специально для передвижных выставок, поскольку износ полотен-оригиналов при частых транспортировках, монтажах-демонтажах выставок чрезвычайно высок. Оригиналы находятся в фонде Павла Рыженко, а копии ездят по стране. Каждый раз приходится разбирать рамы, огромные полотна наматывать на специальные валы. Кроме того, специально в дополнение к выставке был издан альбом репродукций, который можно приобрести в музее ИЗО.
Кажется, сделано много. Но, видимо, недостаточно.
Могу предположить, что мы, горожане, умудрились пропустить все приглашения на выставку, все рассказы о ее редкости, масштабе и уникальном качестве. Мы, видимо, упустили из виду, что в жанре реализма (тем более исторического) сегодня практически никто в живописи не работает. Что Рыженко маслом на громадных холстах написал историю нашей страны, начиная с древности, когда она еще не была государством, и заканчивая историей новейшей -революцией 1917 года.
Искусствоведы по-своему понимают причины недостаточного внимания публики к выставке. Главный специалист научно-консультационного отдела музейного комплекса Наталья Паромова считает, что, готовясь к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, было бы хорошо провести прямую линию от древности ко дню сегодняшнему.
— Отделить победу нашего народа в Великой Отечественной войне невозможно от остальной истории, — считает Наталья Паромова. — Искать истоки этой победы следует и в Невской битве, и в Куликовской. Ее истоки в воинах-иноках, таких, как Пересвет и Ослабя.
Одним словом, вырвать войну 1941-1945 годов из контекста всей истории — значит, совершить ошибку. Дело в том, говорит Наталья Александровна, что львиную долю посетителей всех музеев составляют школьники, которым показывают выставки, уместные в рамках школьной программы. Музейщики ожидали наплыва школьников и в этот раз, потому что им было очевидно: выставка Павла Рыженко, на которой только семь из 34-х монументальных полотен посвящено Куликовской битве, -это настоящий учебник истории нашей страны.
Только еще лучше: здесь не надо заучивать даты, здесь надо вглядываться в лица, считывать сюжеты, узнавать факты — получать впечатления. Каждое полотно можно пересказать, как фильм. Есть, например, не копия, а оригинал -последняя, недописанная Павлом Рыженко (он умер в прошлом году в возрасте 44-х лет) картина -портрет рязанского боярина, воеводы и богатыря Евпатия Коловрата. Обычно возле нее (да, впрочем, и у многих других полотен) надолго «застревают» дети: им интересен пересказ древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем», где Коловрату отведена главная роль. Вот и Наталья Паромова говорит, что самые благодарные зрители получаются из школьников.
— Даже если ребенка после шести уроков учительница тащит на эту выставку, даже если ребенок не хотел на нее идти, он забывает об этом через пять минут, проведенных в залах. Особенно интересно здесь было нашим кадетам, которые усерднее других изучают историю: в том числе военную. Они о некоторых сражениях больше меня знают, — рассказывает искусствовед.
Вот только пока не многие школы обратили внимание на этот красочный учебник истории в залах музея ИЗО. Искусствоведы не раз предлагали школам организовать экскурсии, на что получали ответ, дескать, полотна художника не раскрывают тему Великой Отечественной войны, а именно на ее изучение сейчас брошены все силы в школе и вообще в городе.
К сожалению, полотна Павла Викторовича Рыженко не останутся в нашем музее навсегда, выставка закроется 17 июня и вряд ли в скором времени снова приедет в Тюмень.
***
фото: Репродукция картины «Молитва Пересвета»;Редкие гости.