Шашлык и большевик: плохая рифма
Плакатные символы времен 20-х годов активно используются в городской наружной рекламе.
Рекламную нагрузку пришлось взять на себя и красноармейцу. Тому, кто в первые послереволюционные годы активно призывал граждан вставать на защиту завоеваний молодой советской республики. Глядя на зрителей в упор, он вопрошал: «Ты записался добровольцем?»
Плакат был создан в июне 1920 года, когда в стране еще шла Гражданская война. Врангель наступал на Донбасс, а с запада атаковали войска панской Польши. Автор -Дмитрий Моор, молодой художник, которого потом назвали одним из основоположников советского политического плаката. В справочниках пишут, что этот был создан им за одну ночь.
Видимо, так же экстренно, но уже из коммерческой необходимости, рождаются и рекламные плакаты с красноармейцем. Призывать к защите отечества ему уже не надо, а вот купить, например, шашлык — самое время. Так, видимо, считают специалисты компании «Мир», которая предложила использовать широко известный символ для рекламы сети ресторанов быстрого питания «Пицца-экспресс». Ничего особенного в попытке сочетать несочетаемое заказчики не увидели.
— Закон мы не нарушали, — отметила юрисконсульт компании Юлия Витман. — Вот если бы красноармеец рекламировал пиво…
Получается, что он мог бы и это делать, если бы не помешал федеральный закон. Но реально ли все этические нормы описать буквой закона?
В Красноярске, например, недавно разгорелся скандал после конкурса кондитеров, которые использовали для изготовления тортов и пирожных образ скульптуры «Родина-мать зовет!», слепили солдат, идущих в бой, воинские награды. Все это можно было. съесть. И там кондитеры не увидели «ничего особенного». Никого, считают они, не оскорбляли, наоборот, хотели угодить.
В угоду коммерческим интересам и тюменские рекламщики додумались до ассоциации «большевик-шашлык». Создать свой образ не смогли, так решили откусить кусочек славы у художников прошлого века.
— Назвать такое сочетание этичным или культурным нельзя, — считает Владимир Бакштановский, профессор, директор НИИ прикладной этики ТГНГУ. — За этим плакатом — определенный смысл, привязанный к исторической традиции. Если у создателей изображения не было задачи поизмываться над ней (а думаю, что не было), то они просто действовали неадекватно. Такое творчество коробит и отдает пошлостью. Этика и мораль сегодня обесценены. Слова замылены, что уводит в сторону от их истинного смысла. Они отождествляются с морализаторством, ханжеством. Но это ведь не значит, что надо отменять саму этику и мораль.
Загвоздка в том, что этические нормы не всегда подкреплены правовыми. Так, в областном управлении антимонопольной службы при оценке рекламной продукции следуют статьям федерального закона «О рекламе».
— Закон устанавливает запрет на использование оскорбительных образов, унижающих человеческое достоинство и принижающих значимость исторических событий и памятных дат, — говорит Ирина Поткина, заместитель руководителя, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства УФАС по Тюменской области. — Но такие оценки носят субъективно-оценочный характер. Эксперты должны решить, насколько нарушаются общепринятые нормы морали, есть ли в данном изображении оскорбления, принижающие значимость исторических событий и памятных дат, является ли все это значимым для большого круга людей. Если нарушение установят, то штраф в данном случае для юридических лиц может составить от 100 до 500 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — до 10 тысяч рублей, для физических лиц — до 2000 рублей.
Остается только понять, кто входит в «большой круг людей» — только современники того красноармейца? И «большой круг», это сколько? С какой цифры попрание исторической памяти можно считать оскорблением, а когда посчитать за детскую шалость?
Среди аргументов, которыми нас различные собеседники пытались убедить, что в призыве красноармейца «покупать шашлык» ничто не нарушено, прозвучала и фраза, что «тот красноармеец не воевал в Великой Отечественной войне». Соответственно, нет никакого «оскорбления исторически значимых событий и памятных дат»? Или это историческая память такая короткая?
А в русской истории, в отечественном искусстве и литературе еще много не использованных в рекламных целях образов. Вперед, реклама! Жни там, где не сеяла!
***
фото: