X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Магия кино Николая Аузина

В нашем городе появился еще один актер, снимающийся в большом кино.

Для тюменского зрителя это событие. Такова знаменитая преданность нашей публики: она тщательно следит за работой в кинематографе заслуженных артистов России Леонида Окунева и Алексея Шлямина. Помнит эпизодическую роль заслуженного артиста РСФСР Геннадия Баширова в фильме Алексея Балабанова «Война». Теперь вот смотрит на актера драматического театра Николая Аузина в фильме режиссера Дмитрия Месхиева «Батальонъ».

Примечательно еще и то, что для Николая роль поручика Селезнева в исторической драме о женском батальоне, созданном в Петербурге в 1917 году, — дебютная. Для него в кино все было впервые.

Я где-то прочла: «состоялась премьера фильма «Батальонъ», и на следующее утро Николай Аузин проснулся знаменитым…» Быть знаменитым — это разве главная цель актерской работы?

— Ну, уж не знаменитым… Я и не пытаюсь стать знаменитостью в том смысле, в котором все это слово понимают.

В каком именно?

— У нас множество известных всей стране людей, которые при этом не несут ничего полезного. Но о них пишут в журналах, показывают в новостях. Я не хочу быть таким. В большей степени я — актер театра, а теперь — и кино. А знаменитость — это еще одна, совсем другая профессия, которой нужно заниматься: пиариться, ходить на светские тусовки, тратить время. По-моему, по-настоящему знамениты те, кто добился известности не пиаром, а работой, -Никулин, Вицин, Моргунов и так далее. Зритель полюбил их за талант. На них я бы хотел быть похожим, стать известным — так, как это сделали они. Если это когда-нибудь ко мне придет, я буду счастлив.

То есть, актером становятся не для этого. А для чего?

— Служить в театре, выходить на сцену, видеть лица людей, слушать аплодисменты. Если говорить о кино, то там тоже — масса интересного.

А что вас туда повлекло? Вы ведь успешны в театре.

— Да вы что: я поступал в театральный вуз, чтобы потом играть в кино! Изначально этого хотел. Кино — это очень интересно. Когда я только начал сниматься у Дмитрия Месхиева, мне был важен результат, я хотел, чтобы картина быстрее вышла на экраны. А когда съемки закончились, понял, что важнее всего для меня был процесс. Знакомые спрашивали: «Ты ждешь, когда выйдет фильм?» А я уже больше скучал по процессу. Потому что результат — это монтаж, спецэффекты, звук. А я работаю на площадке, мне это дороже и ближе.

Было ли на площадке нечто, что оказалось для вас абсолютно новым? Ведь играть роли вам точно не привыкать.

— Мне режиссер на второй или третий день съемок сказал: «Я хочу, чтобы для тебя это был самый сложный проект». Потому что Месхиев понимал: он берет в работу дебютанта. И мне действительно непросто было привыкнуть к технической стороне дела: встать в нужную точку, посмотреть туда, голову повернуть так. А вокруг тебя четыре сотни человек съемочной бригады, и все работают на то, чтобы кадр с тобой получился, как надо. Это большая ответственность. Есть в фильме сцена, где моего героя расстреливают. Каждый ее дубль готовили два часа: гора пиротехники по всему полю и окопам. Если я в такой ситуации портил дубль, то надо было начинать заново. Костюмеры меняли костюм, потому что он уже разорван якобы пулями и якобы окровавлен, пиротехники заново все заряжали. Поэтому мне надо было и все технические детали соблюсти, и просуществовать в сцене актерски, сыграть.

Самое большое число ваших дублей?

— Семь. Взяли, по-моему, второй. Это сцена, где я объясняю девочкам, где противогазы, где газ, куда бомба летит. Там было 150 человек массовки, и они должны были в кадре бежать. Вот их и гоняли туда-обратно из-за одного меня. А я то скажу не то, то посмотрю не туда. Меня дорогие мои любимые девчонки, по-моему, уже проклинали.

А ваш герой поручик Селезнев вам интересен?

— Мне он был интересен в плане работы с режиссером. Видите ли, на сцене театра я понимаю образ, который играю: вот так персонаж должен начаться, так развиваться, так закончиться. В кино по-другому: меня направлял режиссер, который говорил: эту сцену надо сыграть так, а эту иначе. Я иногда не понимал, зачем. Тогда Месхиев мне сказал: «Ты мне кусочки сыграй, а сверхзадачу я смонтирую».

Доверие к режиссеру — обязательное условие?

— Более того, доверять надо полностью. Вот в театре у актера могут возникнуть сомнения: чувствуешь иногда, что надо еще покопаться в роли. А в кино — доверие, потому что единственный человек, который изначально видит всю картину целиком, — это режиссер. Мне кажется, даже продюсеры порой до конца истории не понимают.

Долго пришлось пребывать в этом доверии?

— Больше 60 дней длился мой съемочный период. Мы снимали в Санкт-Петербурге и в Псковской области. В полях под Псковом были вырыты окопы, художники сделали что-то невероятное: воссоздали картину местности по фотографиям и воспоминаниям очевидцев. Это поле взрывали, имитируя военные действия. Конечно, после съемок все вернули в прежнее состояние.

Вы в числе первых посмотрели получившийся фильм. Понравился?

— Первые минут 10-15 я вспоминал процесс съемок: где камеры стояли, как мы играли, дубли воспоминал. А потом отвлекся от этого и стал просто зрителем. Мне понравилось: обычно просидеть на месте два часа — это проблема, а здесь время прошло незаметно, и мне было действительно интересно.

А вы сами какое кино любите?

— Хорошее! И это не зависит от страны-производителя или жанра.

Распространенное мнение: раньше вода была мокрее, а наше кино — лучше. Есть такое?

— Думаю, раньше на экраны попадало далеко не все, что снимали, а сейчас как раз это происходит. Наверное, мы раньше просто не видели фильмов, которые не имели художественной ценности. А сейчас видим и плохое, и хорошее. В театре тоже так бывает: есть победы, а есть поражения. Впрочем, не считаю, что поражение -это плохо. Иногда оно ценнее победы.

Почему?

— Постоянные победы расхолаживают, взгляд замыливается, перестаешь стараться. А при поражении ты начинаешь думать, оно заставляет совершенствоваться.

Если кинорежиссер на площадке — главный человек, то с кем из режиссеров вы хотите поработать?

— Дмитрий Месхиев!

Выбрали только одного?

— Он мой гуру. Если говорить о том, как я представлял себе кинематограф, и о том, каким мне показал его режиссер, то я выбираю Месхиева. Даже знаменитые актеры на площадке утверждали, что мне страшно повезло: я сразу попал к тому режиссеру, который умеет грамотно организовать работу. Так, оказывается, бывает не всегда.

Дальнейшие предложения работы в кино уже есть?

— Есть. Не хочу пока рассказывать подробности, но согласие на съемки я уже дал!

***
фото: Николай Аузин;Николай Аузин

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта