Правнуки войны
Я часто слышу, что современные дети ничего не знают о Второй мировой войне. И даже на вопрос, кто в ней одержал победу, не могут ответить однозначно.
Что они нелюбопытны, что история им неинтересна.
Но вот областной поисковый центр предложил ученикам городских школ поразмышлять о том, как война отразилась в историях их семей. И стопка представленных на конкурс сочинений, которые мне довелось прочитать, наводит на другие мысли.
Когда детям предлагают обратиться к всеобщей истории через историю своей семьи, когда просят их поразмышлять не о материалах в учебниках, а о конкретных человеческих судьбах, вот тогда дети делают это с большим интересом.
Есть разные сочинения: совсем коротенькие — чуть больше листочка, и длинные. В каких-то много путаницы и неточностей. Из других, как говорится, слова не выкинешь. Но среди двух десятков сочинений я не нашла ни одного равнодушного. И это кажется мне очень важным.
Современные школьники называют себя «правнуками войны». В канун 70-летия Победы они вспоминают о подвигах своих прадедов, имевших счастье вернуться домой, к семьям. Об этом написали Иван Тимошенко из школы N 32, Даниил Медведеров из школы N 6, Дарья Рыбалко (школа N 42) и многие, многие.
Другие пытаются проследить и восстановить судьбы родственников, пропавших без вести или погибших на фронтах. Так, Полина Катаева, семиклассница школы N 73, рассказывает, что несколько лет назад ее семья обнаружила в архиве упоровского военкомата извещение о гибели прадеда. Красноармеец Ботов Мартемьян Максимович погиб в августе 1942 года у деревни Триселы Смоленской области.
«Название деревеньки на бланке едва читалось, подписи командира части, начальника штаба и политрука тоже были неразборчивы. Едва можно было понять номер полевой почты, номер части — 116 и бригады — 28», — пишет Полина.
Изучив множество документов, семья выяснила, что прадед зимой 1941-42 годов держал оборону у города Химки, освобождая Солнечногорск и Волоколамск. Был ранен, лежал в госпитале. Летом 1942 года шел с боями по дорогам Подмосковья, по лесам и болотам Смоленщины. Об этом семейном поиске девочка рассказывает с гордостью.
Многие вспоминают бабушек — тружениц трудового фронта. Тех, кто с малых лет с утра до ночи работал на полях, в госпиталях, в рыбоартели… Тех, кто долгими зимними вечерами вязал носки для солдат. И тех, кто чуть старше своих сегодняшних внуков и внучек уже садился за руль колхозных тракторов.
Кому-то, как Виктору Посохову из школы N 30, не довелось знать своего прадеда, он узнает его судьбу из рассказов мамы. А у кого- то, на счастье, еще живы дедушки и бабушки в разных концах страны и многое вспомнили и рассказали о своих военных детстве и юности.
Дети пишут, что, обдумывая эти рассказы, с вниманием следят за сегодняшними событиями на Украине. «Неужели мало было жертв в XX веке, чтобы вновь погружать мир в пекло страшных войн? Неужели мало урока, который вся Европа получила во Второй мировой войне?» Школьники задаются вопросом, сколько мирных дел можно было бы совершить за 1418 дней, что длилась Великая Отечественная война? Сколько совершить открытий, сколько детей воспитать, сколько посадить деревьев.
И выводы делают совершенно недетские.
«Ах, до чего же коротка человеческая жизнь! — пишет Дмитрий Колганов, девятиклассник школы N 32. — Как вспышка молнии, как блеск радуги, как цветение вишни! И всему есть в жизни человеческой место: и радости, и горю, и миру, и войне. И счастлив тот, кто осознал простую истину — идти с распахнутой душой и легким сердцем наперекор всем жизненным трудностям и не потерять самую драгоценную ношу за плечами — память человеческую!»