Главный врач мечтает о вертолетах
Уже семь лет «неотложка» и «скорая» в Тюмени работают параллельно друг с другом. Но многие горожане до сих пор не знают, куда обращаться за помощью, если просто загрипповал.
— Мы за суточную смену объехали 28 адресов, — говорит врач «скорой» Наталья Червина.
— Но главной причиной вызова по-прежнему остается температура или порезанный палец, — добавляет ее напарница, фельдшер Валентина Харитонова.
Можно сказать, мол, какая вам, граждане медики, разница — лечите, кого дают! Но непрофильные для «скорой» вызовы — это лишняя нагрузка, которая откровенно мешает экстренным докторам выполнять прямые обязанности -оперативно прибывать к пациенту, находящемуся на грани жизни и смерти.
— «Неотложка» есть при каждой поликлинике. Вызывать ее нужно, когда реальной угрозы для жизни нет, и срочной госпитализации не требуется, — в тысячный раз объясняет Лидия Остроумова, главный врач станции СМП. — Да, она приедет через пару часов. Но «скорая» относится к аварийным службам города. Она оказывает помощь в чрезвычайных ситуациях. Например, при инфаркте или инсульте, переломах, ДТП, остром отравлении. Когда же бригаду «скорой» вызывает пациент с повышенной температурой, максимум, на что он может рассчитывать, — снижение этой самой температуры, и то только в случае, если она выше 39,5. Мы не назначаем лечения. И не выдаем листков нетрудоспособности.
По словам Остроумовой, разделение обязанностей между двумя службами уже принесло огромную пользу. Только за 2014 год «неотложки» обслужили 280 тысяч вызовов. Это значит, что на каждый из них не поехал врач «скорой». Но эффект стал бы еще заметнее, если бы горожане научились и сами звонить в поликлинику: пока в структуре причин для вызова скорой помощи преобладают заболевания, и только половину из таких звонков диспетчеры переадресуют в «неотложку», а на остальные отправляют свои бригады.
— Разделение функционала между двумя службами призвано выполнить амбициозную задачу: снизить смертность населения, -объясняет главный врач. — Благодаря тому, что наши бригады освобождаются от работы с пациентами, которым может помочь «неотложка», мы достигли хороших временных интервалов (8,3 минуты) и снизили смертность среди участников ДТП почти на 30 процентов. То есть за счет изменения организации экстренной помощи уже удалось спасти десятки жизней! Или вот динамика смертности от заболеваний сердечнососудистой системы на догоспитальном этапе: в 2012 году она составляла 84 случая, а в 2014 -54. 30 спасенных жизней — тоже цена распределения работы между «скорой» и «неотложкой».
Конечно, не только непрофильные пациенты снижают время реагирования «скорой». Не менее остро стоит проблема заторов на дорогах. Но в этом отношении Лидии Остроумовой остается только мечтать. О вертолетах!
— Несколько небольших вертолетов, которые способны садиться на трассе. — воображает она. — Это значительно сократило бы время прибытия на место происшествия. А ведь нам нужно не только приехать туда, где произошло дорожно-транспортное происшествие, но и увезти оттуда пострадавших, доставить их в клинику. При оказании медицинской помощи действует правило так называемого золотого часа, в течение которого пациент со сложными травмами должен попасть на операционный стол.
На самом деле, у «скорой» есть вертолеты, но не такие, как мечтается главному врачу: для взлета необходимо особенное разрешение, а для посадки требуется спецплощадка. Чтобы доставить пациента к такому вертолету, необходимо сначала везти его на автомобиле.
P.S. Кстати, если вы чувствуете себя неважно, но вы явно не при смерти и при этом врач неотложной помощи долго не едет, вы можете позвонить врачу-консультанту из «скорой» по номеру: 509-900. Он расскажет, какой препарат принять, чтобы стабилизировать свое состояние, или как оказать первую помощь до приезда бригады.