Гармония? Это красота, это созвучие
Хор музыкальной школы «Гармония» не нуждается в представлении. Коллектив — победитель множества конкурсов всех уровней, от городского до международного. А что мы знаем о человеке, который ведет «Гармонию» к ее победам? Знакомьтесь с хормейстером Верой Пановой.
Вера Михайловна — коренная тюменка. Выросла в рабочей семье, но говорит, что музыка, хорошая музыка, окружала ее с самого детства.
— Раньше жизнь-то была без телевизоров. Ходили в гости, встречались с родственниками. Папа и мама и пели, и плясали. «Цыганочки», «приплясы», «барыни». Вот это я с детства в себя впитала, -вспоминает она. — А в первом классе у меня была учительница Зинаида Фоминична, которая так талантливо вела уроки музыки, что влюбила и в музыку, и в себя.
Все школьные годы Вера пела в хоре, которым руководила Луиза Цыбульская. Дети бегали на концерты в клуб имени Ильича, где работал муж Луизы Степановны Геннадий Цыбульский. А иной раз знаменитый музыкант и сам приходил к ним на репетиции.
— Все в жизни подталкивало к музыке, освобождало для нее место. Но пока я к этому пришла!.. — улыбается Вера Михайловна. -После школы устроились мы, три одноклассницы, на электромеханический завод, где работала моя мама. Собирали реле для самолетов. Малюсенькие детали, а внутри, как часовой механизм, все должно быть отточено. Я, честно сказать, не выдерживала этой работы. Мне все время хотелось двигаться. Я не могла усидеть на одном месте! Чтобы было веселее, мы с девчонками пели песни. Ну что там? Всю тогдашнюю «попсу»:
Еду я, и снова не знаю я,
Куда поведет меня дорога моя…
Наставница Галина Смердова слушала-слушала это пение, да и втолкнула однажды Веру в кабинет к директору. Говорит: «Если эта девушка еще здесь посидит, то не успеет подать заявление в музыкальное училище. Сегодня последний день».
— Прихожу в училище, как Фрося Бурлакова (героиня фильма «Приходите завтра» — А.Ч.), — смеется Вера Михайловна. — Вот честно! Говорю, знаете, мне тут на вокал надо. Боже ты мой! Я сейчас детей готовлю семь-восемь лет, чтобы они поступили. А я тогда просто пришла попеть. Спрашивают у меня: «19 лет вам, раньше-то где были?» А семья небогатая, родители с утра до вечера зарабатывали денежку. И как-то даже речи не было о том, что я должна заниматься в музыкальной школе.
Отправили Веру на консультацию к Евсею Натановичу Шапиро, руководителю симфонического оркестра. Он ее проверил на знание аккордов, на ритм, всяческие комбинации настукивал ручкой на столе. Спрашивал, какие оркестры знает.
— Я ему давай про оркестр Осипова, про всякие народные. У меня папа был хоть очень простой, но часто говорил: «Вера, послушай, скрипочка как звучит, а вот тут фортепиано играет». Лемешев ему очень нравился. Музыки было -уйма. По радио трансляции концертов, постоянно звучали узнаваемые произведения. И «Танец с саблями» Хачатуряна, и лирические протяжные, часто — народные и академические хоры. Первейший слуховой запас мы хороший получили.
В училище Веру приняли. Она чувствовала, что была ребенком из рабочей семьи, а в стенах училища атмосфера была уже совсем другая. И влиться в нее оказалось непросто.
— Первое соприкосновение у меня получилось с сольфеджио. Пришла на занятие к Леониду Васильевичу Новакаускасу — не знала ни одной ноты, — вспоминает моя собеседница. — А он держит партитуру, сам такой веселый: «Соль-до, соль-мии! Фа-ми-ре-фа-ми-до.» И так мне понравилось, как он это делает! Привил мне любовь к сольфеджио сразу. Стала учиться играть на фортепиано, пела в хоре. Произведения какие-то появились — Баха играли и всю классику. И я тогда во всю эту атмосферу влилась.
В 1973 году, после окончания училища (ныне — колледж искусств) Вера Михайловна устроилась работать в школу «Гармония».
— Каждый год у нас новый хор. Потому что одни дети выпускаются, а другие из среднего хорика приходят. И вот. Вот это сложно, когда ежегодно хор взрослеет на один год. А у нас начинается он снова. Но все равно уже к марту в конце третьей четверти появляется выстроенный хороший репертуар, — говорит она.
Сейчас тематика приближена к 70-летию Победы. Разучивают «Родину», «День победы», «Соловьи», «Поклонимся великим тем годам», «Орлята учатся летать», «Если бы парни всей земли», «Солдатушки-бравы ребятушки», «Солдатские звезды», «Дороги».
— «Гармония» — красивое название, но оно, конечно, обязывает. Нужно работать на него. Что такое гармония? Это красота, это созвучие прекрасное, это гармония души, гармония сердец, гармония отношений. Сложно бывает сейчас в такой неспокойный век, очень компьютеризированный, сделать прививку духовности, -говорит Вера Михайловна. — Но у нас такой закон: не гордись, не высмеивай чужую ошибку, а если кто-то что-то не понял, покажи и помоги. И такая гордость появляется у музыканта, что он для кого-то уже стал учителем, кому-то помог! Сразу вырастает качество звучания, готовность к хоровому выступлению.
— Скажите, а голос человека зависит от времени, в котором он живет? Произведения, написанные двадцать-тридцать лет назад, в исполнении современных детей звучат по-новому?
— Я нашла недавно произведение Евграфова «За зеленым лугом». И я, ощущая ту эпоху, могу детям передать голосом именно то звучание. И они воспринимают нормально, они понимают. Мы очень эмоциональные люди, слабы на слезы. Им показываю песню:
За зеленым лугом
тын или ограда
И на всю округу
тополей отрада.
Рядом недалечко
протекает речка,
А у этой речки
сосенки, как свечки.
И начинаю плакать сама, потому что вспоминаю песни, которые родственники мои пели, мама пела. И дети плачут, потому что это, видимо, подспудно передается. Все равно, наверное, кровь-то у нас одна течет по венам — и в те времена, и сейчас. И несмотря ни на какие трудности, песня нам всегда помогает жить.
***
фото: Вера Панова и ее ученики.;Вера Панова и ее ученики.