X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Счастливчики» с Харьковской, 52-а

Дом, прославивший улицу Харьковскую, развалился, потому что не мог не развалиться. К такому выводу приходишь, когда узнаешь детали этой нашумевшей истории.

Началась она в конце прошлого века, когда дом, некогда бывший ведомственным жильем одного из заводов, передали на баланс муниципалитету. Таких домов в Тюмени сотни. В то время никого не волновало мнение самих муниципалитетов по поводу передачи им ведомственного жилого фонда. Новые хозяева приватизированных заводов и предприятий поспешно избавлялись от ненужного балласта. Государство же, очевидно, надеялось, что квартиросъемщики воспользуются предоставленным им правом оформить жилье в собственность и вместе с этим возьмут на себя обязанности по его содержанию. Многие так и поступили. Но почти в каждом доме осталось несколько квартир, «повисших в воздухе».

В доме на ул. Харьковской, 52-а несколько десятков таких квартир. Юридически они находятся в ведении муниципалитета. Но фактически способ управления многоквартирным жилым домом выбирают собственники квартир на общедомовом собрании. Как объяснила на пресс-конференции начальник областной жилищной инспекции Лариса Боровицкая, жильцы вышеупомянутого дома выбрали так называемое непосредственное управление. То есть они не стали заключать договор на обслуживание с управляющей компанией, а решили привлекать подрядчиков на те или иные работы по мере необходимости. 1 марта 2014 года жильцы заключили договор с обслуживающей организацией « ЮнитСервисБыт».

— По сути, это подрядчик, — объясняет Лариса Боровицкая. — Если управляющая организация отвечает за содержание дома в целом, то подрядчик выполняет только тот объем работ, который ему оплачен.

Но нельзя обвинить людей, что они сидели сложа руки, а не били тревогу по поводу плачевного состояния их дома. По словам той же Боровицкой, обращений было много. В том числе в жилищную инспекцию.

— Еще летом 2013 года жилищная инспекция провела обследование и выдала заключение, что содержание дома не соответствует правилам и нормам эксплуатации жилых объектов, — рассказывает Лариса Боровицкая. — Это заключение мы направили в межведомственную комиссию. Именно она признает дом аварийным, подлежащим сносу, реконструкции или капитальному ремонту. Комиссия рассмотрела наше заключение и приняла решение, что дом подлежит капремонту.

Но комиссия, объясняет главный жилищный инспектор области, не назначает сроков ремонта. По сути, это была рекомендация собственникам принять срочные меры по сохранению их дома от разрушения. Только как это сделать? Провести капитальный ремонт стоквартирного дома на собственные деньги? Нереально. Жильцы Харьковской, как и другие собственники многоквартирных домов, ежемесячно отчисляли деньги на капитальный ремонт, но так и не смогли добиться ответа, когда этот ремонт в их доме начнется?

До недавнего времени капитальным ремонтом ведал федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ. Ремонтные работы проводились на условиях софинансирования: часть денег выделял региональный бюджет, часть федеральный, и порядка 10 процентов оплачивалось из тех самых ежемесячных отчислений жильцов на капремонты. Шансы дома, находившегося в непосредственном управлении, попасть в программу софинансирования практически нулевые. И в областной программе, сформированной в декабре прошлого года и рассчитанной на 30 лет, дом на ул. Харьковской не числится среди первоочередных.

— Программа формировалась компьютером, — пытается найти объяснение этому факту Лариса Боровицкая. — Данные о состоянии каждого объекта передавались управляющими компаниями. А раз в доме не было управляющей компании, то и сведения, очевидно, были внесены некачественно.

На данный момент, по словам Боровицкой, в Тюмени порядка сотни многоквартирных домов остаются в непосредственном управлении жильцов. Хотя с сентября прошлого года вступили в силу поправки к Жилищному кодексу, запрещающие данный способ управления домами, где более 16 квартир. До мая 2015 года все они должны быть переданы на обслуживание управляющим компаниям или ТСЖ.

Жильцов рухнувшего дома я назвала «счастливчиками» не из черствости и черного юмора. Их счастье уже в том, что ЧП обошлось без жертв. Ну и, конечно, в том, что областные и муниципальные власти оперативно приняли меры по эвакуации, расселению и поискам нового жилья для пострадавших. Остается надеяться, что другие пятиэтажки, срок эксплуатации которых подходит к концу, не начнут складываться, как карточные домики.

А сколько таких домов в Тюмени, как выяснилось, никто не знает. В областном филиале Ростехинвентаризации-федерального БТИ объяснили, что «свежей инвентаризации жилого фонда не проводилось». Большинство домов инвентаризировалось только в момент их приема в эксплуатацию. Сотни хрущевок 60-х годов имеют сегодня — по документам — износ менее 25 процентов!

— Губернатор поручил жилищной инспекции и департаменту жилищного хозяйства города до 24 апреля составить перечень домов, находящихся в предаварийном состоянии, — сообщила Лариса Боровицкая.

Но реально ли уложиться в столь сжатые сроки? По словам специалиста БТИ, в их организацию с просьбой поучаствовать в обследовании жилого фонда никто не обращался. А между тем дело это не простое и хлопотное. Одним осмотром фасадов не обойдешься. Надо проверять старые дома и на наличие незаконных перепланировок квартир. Они тоже могут послужить толчком к разрушению несущих конструкций.

… Жилищная инспекция, по словам Ларисы Боровицкой, планирует проводить обследование строений, отталкиваясь от количества обращений граждан.

***
фото: Домов 60-х годов постройки в Тюмени очень много;Харьковская 52б.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта