Книги — такие разные
Андреа Басфилд. «Неверная. Костры Афганистана». АСТ, 2010 год.
Книжные распродажи полезны для расширения кругозора: соблазнившись низкой ценой, сметаешь с магазинных полок все подряд -даже те произведения, на которые, при других обстоятельствах, никогда бы не потратил ни денег, ни времени.
Книга английской журналистки Андреа Басфилд — как раз из таких. По крайней мере, для меня. За полную стоимость я бы с полки ее не сняла: в первую очередь, потому что скептически отношусь к авторам-европейцам, которые любят, вломившись в чужой монастырь, поразмахивать своим уставом. И восточные страны в этом отношении — благодатная почва для «сочувствующих» мусульманским женщинам, которые «обречены на жалкое существование, потому что им — о, ужас! — запрещено ходить в мини-юбках, пить алкоголь, курить, менять через день сексуальных партнеров». О том, чтобы спросить хоть у одной мусульманской женщины, — а не ее ли это собственный выбор? — речи в таких книгах обычно не идет. Авторы ведь сами все прекрасно знают. К тому же, разве может женщина по доброй воле покрыть голову? Конечно, нет! Это все происки деспотичных мусульманских мужчин и духовенства!
Тональность книги Басфилд иная. Вероятно, потому что журналистка сама бывала в Афганистане. Более того, где-то на просторах Интернета я вычитала, что англичанка умудрилась полюбить эту непростую — во всех смыслах слова: с точки зрения и политики, и религии, и человеческих отношений — страну. Поэтому могу предположить, что книга отчасти автобиографичная, потому что повествует об англичанке Джорджии, которая оставляет свою спокойную жизнь в Великобритании и переезжает в Афганистан, чтобы наладить здесь производство кашемира. Если верить героине, то делает она это не ради своей выгоды, а чтобы помочь Афганистану, с трудом расправляющему плечи после правления талибов.
Хотя есть здесь и еще одна подоплека — Джорджия прикипела душой к Афганистану еще и потому, что влюблена в афганца. В общем, классика жанра. Ничего нового и примечательного, если бы не два плюса. Во-первых, автор очень корректна в своих размышлениях о религии, что у меня как у читателя вызывает уважение и доверие. Во-вторых, повествование ведется от лица десятилетнего афганского мальчика Фавада, что придает роману особую живость.
***
фото: