Наша монументальная история
От инока-воина Пересвета до императора Николая II — таков временной охват выставки живописца Павла Рыженко «Исторический реализм», что открылась вчера в музее изобразительных искусств.
Павел Викторович ушел из жизни год назад. Инсульт. Сейчас ему было бы только 45 лет. Но огромные полотна (а он был живописцем-монументалистом) сегодня украшают все левое крыло первого этажа музея. А в художественную лавку музея вчера поступил в продажу альбом репродукций Павла Рыженко — уменьшенная копия выставки.
Скажу сразу: лучше смотреть на картины на выставке, не довольствоваться лишь альбомом. Только стоя перед огромными холстами, занимающими всю стену, видишь всю панораму судьбоносных событий нашей страны — от Древней Руси до начала XX века.
… Художник, когда его просили рассказать о себе, извинялся: «Биография моя совершенно банальна, ничего необычного в ней нет». Ему не столько было интересно говорить о себе, сколько об истории страны, которую он писал. А мы, тем не менее, расскажем немного из биографии.
Родился Павел Рыженко в 1970 году в Калуге. Окончил Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова, затем — Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Учился в историко-религиозной мастерской профессора Ильи Глазунова. С 1999 года преподавал в Российской академии живописи на кафедре композиции. В 2007 году художник начал работать в Студии военных художников имени Грекова, где стал одним из ведущих мастеров диорамно-панорамного искусства. За годы работы в студии им было создано не менее шести масштабных диорам.
Главной темой для своего творчества Рыженко выбрал историческую картину. Определился с выбором довольно рано, еще обучаясь в академии. Дипломная работа «Калка» и стала началом череды полотен с историческими сюжетами.
«Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых», — пишет Рыженко в своих воспоминаниях.
Он считал, что обращение к прошлому позволяет найти ответы на вопросы настоящего.
Музей ИЗО резонно поместил на афишу выставки полотно «Победа Пересвета». По высокой полевой траве несется прямо на зрителя разъяренный боем конь, а в седле — легендарный инок-воин Троице-Сергиевского монастыря XIV века — Пересвет. Искусствовед Наталья Паромова рассказывает гостям, что с поединка Пересвета и тюркского богатыря Челубея началась Куликовская битва. Челубей считался непобедимым воином: в бою он нередко использовал удлиненное копье, что позволяло выбить противника из седла (даже не убив его при этом, Челубей считался победителем). Но и Пересвет предвидел хитрость противника: в бой он пошел без кольчуги, дал противнику себя ранить, но усидел в седле и поверг Челубея. Правда, как мы знаем, в Куликовской битве погибли в итоге оба воина.
Образ Пересвета немало занимал Павла Рыженко: он написал несколько сюжетов об этом герое. Да и Челубей не остался без внимания. От древних времен до начала XX века художник, кажется, не пропустил в своей работе ни одного значимого события. Битва на Калке, Невская битва, Иван Грозный, царь Алексей Михайлович Тишайший и так далее. До самой революции 1917 года. Отсюда, объясняет куратор выставки Наталья Паромова, и название «Исторический реализм»: речь не только о живописном стиле, но и о сюжетах. Батальные сцены, собирательные образы казаков, гренадеров, воинов, князья, цари.
Масштаб полотен Рыженко так велик, что иногда в залах не хватает места, — отступить от картины на 10-20 шагов, чтобы взгляд вместил сюжет, краски, динамику целиком. Вместо этого можно встать у картины, поднять голову и увидеть, как в небесную ввысь улетают крошечные птицы на полотне «Брусиловский прорыв» — его Павел Рыженко написал совсем недавно, в 2013 году.
***
фото: Монументальные полотна: на первом плане — «Победа Пересвета»; «Калка».;Монументальные полотна: на первом плане — «Победа Пересвета»; «Калка».