Тропинка до Тобольска
… А если вернее, то своя персональная тропа. Единственная в своем роде — потому что Борис Воронцов первым прошел со скандинавскими палками по старому Сибирскому тракту. Тропа, кстати, очень точное слово — дороги как таковой все-таки нет.
Кажется, проще пареной репы — сесть в авто и доехать до Тобольска. Но разве это цель для того, кто, выбрав пешие путешествия, все время поднимает планку? Преодоление — этим звучным словом 61-летний тюменец Воронцов обозначает то, к чему стремится и что делает буквально изо дня в день. Узнать границы собственных возможностей, добиться большего, не причиняя вреда своему здоровью, а, наоборот, укрепляя его, исповедуя активное долголетие. Вот суть его необыкновенных проектов, одним из которых стал поход в город на Иртыше. В одиночку, но хорошо подготовленным, с группой поддержки, которая постоянно была на связи.
Беседуя с ним за редакционным столом, я попытался шутить: мол, после перехода от Салехарда до Яр-Сале, состоявшегося несколько лет назад, все остальное — цветочки. Заполярные-то ягодки сорваны. Собеседник остался серьезен. Любое путешествие может в одночасье пойти не по плану. Особенно, если идешь по маршруту впервые.
Сегодня, с легким сердцем, с удовлетворением от исполнения задуманного, Борис Михайлович констатирует: первый гипермарафон удался, хотя и пришлось удлинить его «заячьими петлями». Порой приходилось идти через лес, двигаться в обход — бывший тракт зарос лесом и не везде проходим. Ездят, однако, и тут — к примеру, на снегоходах. Сама же тропа старой дороги прослеживается четко, уточняет Борис Михайлович.
Первоначальный план — дойти до города на Иртыше за 10-12 дней — Воронцову удалось скорректировать. Управился за девять, намотав 340 км. (Как мы уже сообщали, спорторганизатор Воронцов, он же руководитель клуба скандинавской ходьбы «Норд и К», стартовал от памятного знака в Тугулымском районе, на бывшей границе между Тобольской и Пермской губерниями).
Минимальное расстояние, которое «не странный странник» проходил за день, составляло от 25 до 28 км. А самый длинный отрезок, в 58 км, выпал на пятый день. Никаких ночевок в лесу — это не предусматривалось. Он приходил в населенные пункты, находил приют, и не только в местных гостиничках — хотя такому путнику удивлялись, конечно.
В старинном селе Липовка заночевал в монашеском ските. Разместил его здешний настоятель отец Мефодий. Покормили кашей — монахи постятся. Пища, кстати, не самая плохая в таком переходе.
И коли уж затронули мы тему хлеба насущного, то ел Воронцов горячее раз в день — то есть уже вечером. На маршруте у него специальное спортивное питание. То, что выбрано им самим, под себя. Даже гели из рациона космонавтов — и вроде бы экзотика, и нет. Куплено в Тюмени, где, при желании и за деньги, можно раздобыть и такое.
Приютом был и домик сельской администрации, где его ждала раскладушка. И придорожный мотель в селе Кутарбитка, где его застал мой телефонный звонок. Главное — он полноценно отдыхал, высыпался. И утром был готов идти дальше.
Доктор тоже был с ним. Доктор Воронцов, если снова чуть-чуть пошутить. Борис Михайлович взял с собой компактный набор медицинских приборов, чьи мудреные названия я просто не берусь воспроизвести. Он вел мониторинг своего самочувствия (кровяное давление, пульс и т.д.). Никаких тревожных состояний не возникало, физическая усталость была, но в пределах допустимого. Он полностью держал происходящее под контролем.
И еще использовал. холод и жар. То бишь, соответствующие процедуры, позволяющие быстрее восстанавливать силы. Обливался водой из ведра, а там, где можно, принимал контрастный душ. Однажды повезло — хорошенько погрелся в сауне.
И снова дорога. С особым чувством Воронцов пришел в Карачино. Сам он родился в Тобольске, но маленьким жил здесь и считает это село малой родиной.
«На подходе чуть-чуть притормозил — шел медленно через Карачинский бор, получал удовольствие. Всплывали в памяти картины детства. Жаль, никого из тех, кого знал раньше, тут не встретил. Много воды утекло. Хотя навестить малую родину — дорогого стоит. Для души, для эмоциональной подзарядки.»
И уже близ к Тобольску отряд из одного бойца стал более многочисленным — его пополнили Людмила, Галина и Любовь. Три физкультурницы из клуба «Норд и К» тоже любительницы скандинавской ходьбы. Последний отрезок пути преодолели вместе.
Наверное, десант из Тюмени был рад узнать, что пребывает Борис Михайлович в добром здравии и что на всем протяжении пути он, по его словам, «не чувствовал какой-то тяжести». И далее (цитирую): «Физические трудности не являются для меня непреодолимым препятствием. На каждый день я ставил перед собой новую задачу, распределял нагрузку. Медитировал в пути. Чувствовал и подпитывался энергетикой этих исторических мест — она существует, и ощутить ее легко.»
Надо ли говорить, что после возвращения домой визит к врачу Воронцову не понадобился? Он — в полном порядке. Говорит, что сбросил за девять дней пять килограммов, но это нормально: «Ушли жировые запасы, а мышечная масса еще более окрепла».
А что же дальше? Ведь он промерял шагами Сибирский тракт как исследователь и разведчик. Уже с нынешнего апреля Воронцов намерен развивать программу трекинг-туров (то есть пеших путешествий) на этом благодатном направлении. Начинать надо с малого, доступного менее тренированным людям. И потому Воронцов в дуэте с тюменским краеведом Владимиром Калининским поработает над маршрутами, где история тюменской земли была бы соединена с оздоровительным эффектом большого похода.
Одним из первых мог бы стать участок старого тракта от Марко- во до Успенки, с посещением «столба Прощания» (того самого, на былом рубеже двух губерний) и музея в тюменском селе. Есть и другие варианты, которые теперь, после гипермарафона, обрели плоть и кровь.
Любопытно, что Борис Михайлович называет себя «здравологом». Неутомимо изучает и пробует на себе все, что имеет отношение к теме активного долголетия.
Он, глава некоммерческого партнерства «Тюменский центр здорового образа жизни», разработал еще один проект с удивительным и многообещающим названием — «120 лет. Энергия долголетия». Соавтором выступил доктор медицинских наук Валерий Чимаров. Интересно? Безусловно! Но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.
. Вернувшись, Воронцов вновь трудится в лесопарке Войновки. Никаких снегоступов — они тут без надобности. А вот палки для скандинавской ходьбы — неотъемлемая часть его жизни. И всех, кого тренирует Борис Михайлович и кто придет к нему завтра или послезавтра.
Так что, верится, все «народные тропы» — и на Тобольск, и те, что совсем рядом с нашим домом, — не зарастут никогда. Им просто не позволят исчезнуть.
***
фото: Борис Воронцов на трассе своего гипермарафона. На лошадке, конечно, быстрее, но он не завидует.