Всю жизнь на колесах
Накануне 70-летнего юбилея Победы в тюменских семьях листают старые альбомы, перебирают архивы… Вспоминают своих родных-фронтовиков. Вот и Людмила Зорина решила поделиться с читателями воспоминаниями о своем отце Михаиле Петровиче Ермакове, ветеране Великой Отечественной войны.
«Отец родился 30 декабря 1912 года в деревне Ермаково Тобольской губернии в крестьянской семье. Он был первенцем Петра Степановича и Ольги Андреевны Ермаковых. Вслед за Михаилом родились его братья Павел, Федор, Николай, Александр и Константин. Хозяйство крепло, потому что в семье было много рабочих мужских рук. Помимо работы на земле занимались рыбной ловлей, зимой на больших санях отвозили мороженую рыбу на рынки в Тобольск и в Тюмень.
В родной деревне Михаил окончил начальную школу. Хотел продолжить учебу дальше, но больше такой возможности не представилось, — надо было помогать отцу по хозяйству. Повзрослев, старший сын переехал в Тобольск и в ноябре 1932 года устроился работать плотником на судоверфь. А в 1934 году окончил курсы помощников мотористов.
Отца Петра Степановича избрали председателем сельсовета. И сразу появились завистники и шептуны. Кто-то донес, и семью сослали. Высадили на берег в окрестностях поселка Большой камень Кондинского района.
Поэтому в сентябре 1934 года, когда Тобольский РВК призывал Михаила Петровича в ряды Красной Армии, его определили в запас как сына раскулаченных.
Папа в то время жил уже отдельно от семьи, переехал в Омск и попробовал наладить новую жизнь там. Устроился на местную пристань с желанием работать по специальности. Но ему предложили работать водолазом. Он как отличный ныряльщик и пловец выполнял водолазные работы по съемкам рельефа северных рек. В апреле на период навигации его зачислили мотористом на катер. Но недолго пришлось работать по специальности. В июне 1941 года по всеобщей мобилизации отец был призван на фронт и с июля по август служил шофером в 246-м отдельном автобатальоне.
А с сентября уже воевал рядовым в 915-м стрелковом полку. 2 октября в бою под городом Старица Калининской области (Западный фронт) он был контужен и ранен в плечо. Вспоминал, что когда очнулся на поле боя, то понял, что ему никто не сможет помочь и вместе с другими ранеными стал двигаться в сторону от передовой в поисках госпиталя. На это потребовалось около двух недель. Когда нашли госпиталь и врачи стали делать перевязку, рана уже сильно гноилась. Осколок доставать не стали, это могло привести к ампутации руки. Рана постепенно затягивалась, и в январе 1942 года Михаила Петровича определили шофером в 69-й отдельный батальон химзащиты. Его машина была заполнена необходимыми для создания дымовой завесы химикатами. С этого времени и всю войну он прослужил в химических войсках первого и второго эшелона наступления.
А закончил войну папа в восточной Пруссии под стенами Кенигсберга. За взятие городов Пиллау и Кенигсберг был награжден несколькими благодарностями Верховного главнокомандующего. К сожалению, эти благодарности и фронтовые фотографии из дома исчезли. Видимо, их выпросили у мамы, Ефросиньи Константиновны, пионеры для создания музеев боевой славы.
Родителям Михаила Петровича после 1945 года было разрешено переселиться на юг области. Они останавливались в Тюмени и квартировали на небольшой площади.
Простывший в ссылке младший брат Александр умер от туберкулеза. После его смерти семья перебралась в Ишим.
А Михаил устроился шофером на завод N 769, позже — «Строймаш», и летом женился на Ефросиньи Куликовой. В марте в молодой семье Ермаковых родилась я».
***
фото: Михаил Петрович Ермаков.