Таксисты выхолят на тропу закона
Местные таксисты передают из уст в уста рассказы о том, насколько жестко осуществляется отбор водителей в службу такси в Лондоне. И, пожалуй, впервые за долгие годы российские шоферы сходятся во мнении: и нашим законодателям и правоохранительным органам пора навести порядок в этой сфере.
Ратуют за это, конечно, исключительно легальные таксисты. Недавно у них состоялась очередная встреча, на которую собралось несколько десятков человек.
— А кто сейчас возит по городу пассажиров? — растерянно спросила я, окинув взглядом длинный стол, за которым расселись участники встречи.
— Считайте это хоть небольшой, но забастовкой, — хмуро ответили сразу несколько мужчин. — Хотя нелегалам это, наверное, только на руку. Все заказы — их!
Впрочем, нелегалы и в обычные дни заказами не обделены, добавляют таксисты. С конца прошлого года по этому поводу между легалами и бомбилами началась открытая конфронтация, углей в которую подкидывают диспетчерские службы.
КТО ПИСАЛ ЗАКОН?
Этот вопрос — главный в повестке дня у водителей, добросовестно получивших лицензию на осуществление предпринимательской деятельности в сфере пассажирских перевозок. Поближе познакомившись с федеральным законом N 69 о такси, который, собственно, и обязал водителей выйти из тени, они поняли, что их… надули.
То есть мы зарегистрировались как частные предприниматели, платим налоги, оплачиваем медицинский и технический осмотр, -говорят таксисты. — А в итоге остаемся без работы. Диспетчерские службы отдают ее нелегалам, которые готовы браться даже за самые дешевые заказы, потому что они не несут таких затрат, как мы!
Это-то и есть первая дырка в законе, который не предусматривает контроля за деятельностью диспетчерских служб. Потому что по документам они — всего лишь фирмы, которые продают информацию. Не более.
— Тем не менее в Тюмени есть диспетчерские, которые оформляют лицензию на несколько автомобилей, принадлежащих им, и берут работать на эти автомобили кого попало, — говорит Сергей Стариков, председатель профсоюза таксистов (его регистрацией таксисты сейчас занимаются). — И это еще одна недоработка закона, потому что лицензия выдается на машину, а не на конкретного человека.
Таксисты, перебивая друг друга, начинают вспоминать, каких сомнительных субъектов им приходилось видеть за рулем машин с шашечками. И приходят к выводу, что закон писали люди, которые услугами такси не пользуются и даже представления не имеют, как все устроено изнутри.
— А зачем им? У них личные водители есть, -говорит кто-то, хлопнув ладонью по столу.
БОЙКОТ ЛЕГАЛАМ?
Жалуются легальные таксисты и на еще одну неприятную тенденцию. Говорят, что они пытались подстраиваться под работу диспетчерских служб и шли на всяческие их условия, чтобы те выдавали им заказов хотя бы не меньше, чем бомбилам. В частности, оклеивали машины рекламой, чтобы обеспечить себе приоритет — видеть заказ на несколько секунд раньше других водителей, которые подключены к той же информационной программе.
Но, как рассказал мне один из таксистов, он специально провел эксперимент, не поленился. Заказы, несмотря на обещания диспетчеров, приходят всем одновременно.
— Хотя изначально оговаривалось, что наличие лицензии у водителя — тоже преимущество. Но на деле все совсем по-другому, -говорит он. — Как будто легалам намеренно объявили бойкот.
Подтверждается это подозрение и тем, что водителю, который наклеил на лобовом стекле слоган «Легально — это когда по таксометру», диспетчерская сразу же перекрыла воздух. Точнее, отключила его от программы, по которой передаются заказы. Потому что им по таксометру — не надо, цены они определяют сами. По каким таким формулам — легалы понять не могут.
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА
— Давно уже существуют программы, которые можно скачать на телефон или планшетный компьютер. Они регистрируются персонально на водителя, рассчитывают стоимость поездки, исходя из затрат на топливо, расстояния, параметров автомобиля, — объясняют водители. — Получается тот же таксометр. Но диспетчерским это не выгодно — они ориентированы на то, чтобы увеличить количество заказов за счет понижения их стоимости.
Наверняка у читателя (как, вообще-то, и у меня, пока я слушала обсуждение этих проблем) напрашивается логичный вопрос: а нас-то, пассажиров, почему должно все это интересовать? То, что поездки стали дешевле, только лучше для потребителя!
Но это как посмотреть. Доехал с бомбилой дешево до дома — считай повезло! «Нелегальные поездки» могут закончиться плачевно: аварией (неизвестно, какой водительский навык у бомбилы, трезвым ли он сел за руль — медосмотр-то не проходит) или преступлением — потом ищи-свищи нелегала, который никому и ничем не обязан.
— А случаи, когда бомбилы сажают детей в машину без детского кресла — вообще повсеместны, — добавляют масла в огонь таксисты.
… Они настроены решительно. Мало того, что занялись созданием и регистрацией своего профсоюза, но еще и перенимают опыт коллег из российской общественной организации «Стоп, нелегал». Ее представители хотят добиться, чтобы, во-первых, в закон о такси были внесены необходимые уточнения. Во-вторых, чтобы он начал реально работать. Свою лепту в правое дело хотят внести и тюменские легальные таксисты.
***
фото: Легальные таксисты все чаще пересаживаются из-за руля за стол переговоров, чтобы обсудить насущные проблемы;Их автомобили в это время ждут под окнами, хотя им бы пассажиров возить.