Старая песня о главном
Из полусотни вопросов, вынесенных в повестку мартовского заседания областной Думы, пожалуй, самым обсуждаемым стал законопроект «О внесении изменений в статью 38 Устава Тюменской области».
В этих изменениях некоторые усматривают желание областной власти взять на себя дополнительные полномочия, поправ тем самым самостоятельность и равноправность северных автономных округов. И снова активно муссируется тема объединения тюменской матрешки.
Если судить по пояснительной записке к законопроекту, то разработан он в целях реализации отдельных положений Федерального закона от 03.02.2015 N 6-ФЗ, касающегося принципов организации органов государственной власти, и статьи 26.3 ФЗ «О политических партиях». В той же пояснительной записке говорится, что этими документами губернатору сложнопостроенного субъекта предоставляется право предлагать президенту кандидатуры на должность губернатора автономии.
Как объясняют инициаторы законопроекта (а это 13 депутатов от всех областных думских фракций), изменения в статью 38 Устава Тюменской области всего лишь приводят региональный документ в соответствие с федеральными законами. И предлагают не искать скрытых смыслов в том, что к полномочиям губернатора добавляется привесок в виде «обеспечения взаимодействия между органами исполнительной власти области и автономных округов, входящих в ее состав».
Среди инициаторов поправок в Устав есть, к слову говоря, и депутаты от автономных округов. Они тоже считают, что ни о каком политическом и экономическом давлении на северные автономии в новом варианте Устава речи нет.
— Это организационное решение, и искать какую-то политику в нем бессмысленно, — говорит «единоросс» из Сургута Виктор Буртный.
Депутат отмечает, что предлагаемые изменения предварительно выносились на обсуждение в Думу Югры и законодательное собрание Ямала, тем самым был соблюден принцип партнерства и добрососедства, которым на протяжении многих лет руководствуются депутаты трех Дум. А председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Фуат Сайфитдинов утверждает, что из обоих субъектов пришли положительные отзывы на законопроект.
Правда, с этим не согласился ямальский депутат Сергей Ефимов, заявивший на вчерашнем заседании Думы о том, что председатель заксобрания Ямала Сергей Харючи просил не рассматривать его письмо в облдуму как официальный ответ, так как «оно не имеет юридической силы».
— Ямальцы часто задают вопрос: почему губернатора Тюменской области выбирают, а нашего нет? -поделился с коллегами Сергей Ефимов. — Думаю, что поправки к Уставу Тюменской области необходимо обсудить на Совете трех Дум. Депутаты от ЛДПР голосовать за этот законопроект не будут.
Впрочем, кроме Ефимова никто не высказался против поправок, хотя в кулуарах этот вопрос бурно обсуждался. Интересно еще и то, что в числе инициаторов законопроекта числится председатель фракции ЛДПР в областной Думе Владимир Сысоев. Видимо, мнения либерал-демократов по этому вопросу разделились. Нет единства и среди «единороссов». Но даже противники изменений не уверены в твердости своей позиции.
— Какой смысл сейчас выступать против усиления позиций избранного губернатора, когда депутаты Югры и Ямала сами в прошлом году инициировали законопроект, отменивший прямые выборы губернаторов автономий? — задает логичный вопрос один из югорских «единороссов». Почти то же самое я слышала и из уст югорского либерал-демократа.
Но усиление позиций областного губернатора и объединение трех равноправных субъектов — все-таки не одно и то же. И если в первом случае большинство депутатов областной Думы выступают за изменения, то возможность второго не хотят даже всерьез рассматривать.
— Я работаю в областной Думе с 2007 года, и все это время в том или ином контексте поднимается тема объединения, — улыбается Виктор Буртный. — Причем, звучит она не только на уровне обывателей, но и из уст высокопоставленных людей. Наверное, людям свойственно окружать себя мифами и легендами. Вот есть в Тюменской области такая легенда, несмотря на то, что она не раз была развенчана и высокопоставленными федеральными чиновниками, и губернатором. Жизнь идет своим чередом, а народный фольклор живет своей жизнью. Но мы все-таки находимся в высшем законодательном органе Тюменской области, где должны опираться не на слухи, а на законы и государственные решения. А подвергать их сомнению нет никаких оснований.
Законопроект «О внесении изменений в статью 38 Устава Тюменской области» был принят во втором окончательном чтении большинством голосов.