Сколько весит очень личное
Во Дворце творчества и спорта «Пионер» в среду состоялась встреча школьников с космонавтом Александром Скворцовым.
В отряд космонавтов Александр Александрович был зачислен в 1997 году. Многие из детей, которые в этот день присутствовали в зале, в то время еще и не родились. А ждал он своего первого полета 13 лет. Это случилось в 2010 году — в составе международных космических станций МКС-23 и МКС-24. Потом были МКС-39 и МКС-40. В общем, Александру Александровичу было о чем рассказать юным тюменцам.
КОСМОС — ЭТО ОСТРЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
Космическая эпопея в семье Скворцовых началась еще до рождения Александра. Его отец, тоже Александр Александрович, в свое время прошел отбор в отряд космонавтов, но полетать ему не удалось: начались проблемы со здоровьем. Зато второго сына назвали Юрием, в честь Гагарина. В то время в семье не знали, что старший сын — Александр станет космонавтом.
Скворцов рассказал, что в нескольких тысячах километров над Землей, на международной космической станции, не только пропадает земное притяжение — вкусовые ощущения становятся другими.
Жаловаться на скудость пищевого рациона современным космонавтам не приходится. Кормят их, по словам Скворцова, очень вкусно. Причем, так называемая еда в тюбиках осталась в прошлом -ее на борту не больше трех видов, остальное — сублимированные продукты. И разнообразие их не меньше, чем на Земле. На МКС стараются, чтобы рацион был максимально комплексный и индивидуальный — кому что нравится.
— Удивительно, но многие предпочитают самые простые продукты, — рассказывал Александр Александрович, — например, макароны по-флотски, или жареных раков, или деревенский творог. То, что не всегда доступно на Земле, на МКС — только руку протяни. И все-таки иногда хочется чего-нибудь особенного. Мне чаще всего не хватает острого. Например, аджики. Иногда заказываем, чтобы нам вкусненького послали вместе с «грузовиком». Когда он приходит — это особый запах: яблок, цитрусовых, даже чесночка могут положить для аромата. А вот по возвращении на Землю наедаюсь совсем другой пищей — жареной картошкой.
ЗЕМНЫЕ ПРИВЯЗАННОСТИ
Каждый космонавт может взять с собой на борт МКС не больше килограмма груза. В 2012 году, когда Скворцов впервые приезжал в Тюмень, он увез отсюда рисунок четвероклассницы школы N 25 Анастасии Малышевой и обещал взять его в космос. Хотя работа в его багаже заняла потом достаточно много места.
В полет берут только самое необходимое и дорогое. Книги, например, в этом перечне — редкость. Хотя почитать иногда очень хочется. Но на этот случай на МКС есть небольшая библиотека. Александр Скворцов подсчитал, что в ней сейчас 42 книги и несколько журналов.
А с МКС-40 Скворцов привез конверт, на котором стоит космический синий штемпель и два красных — с изображением Юрия Гагарина. Этот уникальный подарок Скворцов вручил в Тюмени известному скульптору Святославу Шитову, а тот ему взамен — деревянного огненного конька из кедра. Игрушка с особым смыслом -и потому, что на дворе год 200-летия Ершова, и потому, что Скворцов родился в год огненной лошади, и потому, что тюменские школьники (из гимназии N 49) были одними из первых, кто начал писать письма российским космонавтам в «Почтовый ящик МКС».
***
фото: Александр Скворцов;На МКС;Школьники из гимназии N 49, которые писали письма Скворцову в космос.