Вопрос не цены, а спроса
Стоит ли выделять субсидии частным детским садикам?
Такую тему подняли депутаты на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам.
Лет пять назад частных детских садов, получивших аккредитацию, в городе было так мало, что их можно было пересчитать по пальцам одной руки. Сейчас же организаций, получающих субсидирование на содержание детей дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания и в группах полного дня, — 18. Там, где родители оставляют малышей на полдня, субсидия выплачивается из расчета 626 рублей в месяц на одного ребенка, а там, где на весь рабочий день, — 2400 рублей. В целом в прошлом году из городского бюджета на эти цели затрачено около 32 миллионов рублей, при этом почти миллион рублей, предусмотренных первоначально, удалось сэкономить. За счет того, что в некоторых частных садах одновременно работают группы двух типов.
Казалось бы, такому рачительному подходу можно только радоваться, но во времена, когда туже затягивают пояса, и этой экономии может показаться недостаточно.
— За что выплачивается эта частичная компенсация? — задала вопрос депутат Наталья Проскурякова.
— Компенсационные выплаты предусмотрены для снижения стоимости родительской платы и повышения доступности услуг дошкольного образования, — ответил директор городского департамента образования Андрей Степанов.
— А вы знаете, сколько составляет родительская плата в таких садиках? — продолжала Проскурякова. — В «Евросадике», например, -25 тысяч рублей в месяц, в «Ступеньках» — от 15 тысяч рублей. Ни о каком повышении доступности и речи не может быть. Это чисто коммерческая деятельность. Да, частные сады не стоят пустыми, несмотря ни на что. Но если родители готовы на такие траты, зачем тогда расходовать бюджетные деньги? 33 миллиона рублей на 18 предпринимателей — не слишком ли много? Эти деньги пригодились бы на другие цели. Считаю, что данную статью расходов надо исключить. Есть другие — предусматривающие поддержку малого и среднего предпринимательства.
— Давайте не будем забывать, что с точки зрения закона об образовании все дети равны — и те, что ходят в обычные детские сады, и те, что занимаются в частных, -привел довод Андрей Степанов. Но его не услышали.
— Пусть предприниматели сами борются за выживание, за снижение цен и за повышение качества обслуживания, — продолжала Проскурякова. — Это их бизнес, они, прежде всего, в этом заинтересованы. Хотя на самом деле там даже не всегда работают специалисты с педагогическим образованием.
— Вы не там ищете резервы, -пытался перевести разговор в более конструктивное русло Андрей Эдуардович. — Есть множество «квартирных» детских садов, которые никогда на субсидию не подают, работают без лицензий, и о качестве оказываемых ими услуг можно говорить с натяжкой. А выплата субсидий лицензированным частникам, в том числе, создает условия, чтобы вывести этот бизнес из тени. Кроме того, вы полагаете, что бюджетных затрат на эти цели много, а предприниматели считают, что мер поддержки — недостаточно. Они даже к Галине Калюжной, уполномоченной по защите прав ребенка в Тюменской области, обращались.
— Нельзя забывать и другое: гораздо выгодней поддержать частников, чем построить или купить детский сад, — включилась в дискуссию Светлана Черепанова, директор департамента финансов. -Рождаемость у нас идет волнами, и потребности на пике отличаются от тех, что на спаде.
— Одно детское место в новом детском саду обходится бюджету в миллион рублей, — дополнил Степанов. — А построить детский сад -в миллиард. Выплачивать субсидии намного дешевле.
— Только они никак не влияют на родительскую плату. Родители от них никакой скидки не получают, — продолжала настаивать Проскурякова. — Может, лучше дать скидку фитнесс-центрам? Они тоже полезным делом занимаются. Настаиваю на том, чтобы эту статью пересмотреть. Вот будем жить хорошо — все и вернем.
— Надо исходить из того, насколько услуга социально значима и востребована, — поставила точку в дискуссии Татьяна Сероус, директор департамента экономики и стратегического развития. — Вопрос — не только в цене. Бюджетная поддержка частных детских садов гарантирует долгосрочную и стабильную работу по повышению доступности и качества услуг дошкольного образования. И это -главное.