Реформа пока не дала результатов
Большие надежды возлагались на реформу автошкол. Автоинструкторы ожидали, что у них повысится заработок благодаря дополнительным учебным часам. Предполагаемые курсанты рассчитывали на лучшее качество обучения. А сотрудники ГИБДД — на снижение аварийности на дорогах.
А уж сколько раз о повышении качества обучения молодых водителей говорилось на заседании рабочей группы партийного проекта «Дороги Единой России» под руководством заместителя председателя областной Думы Геннадия Корепанова! Но тревога не исчезала.
На начало прошлого года большинство тюменских автошкол не имели не то что собственных автодромов для проведения практических занятий, но даже штатных инструкторов и мастеров. Не было у них и своих автопарков. Работа шла по схеме: в штате два-три сотрудника. В основном, директор, бухгалтер и методист. Остальные -нелегалы. Преподаватели вождения катали учеников на собственных автомобилях, зарплату получали «в конвертах» за отработанные часы и не беспокоились: сдадут их подопечные экзамены или не сдадут?
Конечно, в Тюмени всегда были и есть хорошие автошколы, где дают качественное обучение, где платят людям официальную зарплату, а государству — налоги. Только им все труднее конкурировать с «коллегами», которые могут себе позволить демпинговать, снижая оплату до минимума.
Попытки навести порядок в системе подготовки молодых водителей предпринимались задолго до нашумевшей реформы. В 2009 году восемь ведущих тюменских автошкол объединились в ассоциацию. Думали, что совместными усилиями повысят корпоративную ответственность, что со временем в ассоциацию вольются и другие школы, желающие работать по определенным профессиональным стандартам. Этого не случилось. К началу 2014 года в Тюменской области насчитывалось более ста автошкол, а необходимой материально-технической базой для качественного обучения обладали единицы из них. Обидно, что даже реформа, которая, как надеялись, очистит рынок от недобросовестных конкурентов, с задачей не справилась.
— Сейчас лицензирование прошли уже порядка сорока школ, -говорит руководитель ассоциации, директор УПК «Автомобилист» Алексей Шукшин. — Но среди них почему-то оказались и слабые. Зато довольно сильные закрылись.
Алексей Андреевич считает, что говорить о качественной подготовке молодых водителей можно будет только тогда, когда все участники рынка начнут работать легально. То есть, помимо лицензии обзаведутся необходимой материально-технической базой, штатными инструкторами, психологами и медиками для прохождения предрейсовых осмотров, а также начнут платить налоги. В таком случае, возможно, пропадет и необходимость в определении минимально обоснованной платы за обучение, за что давно ратуют директора серьезных автошкол. Пока же их инициатива установить допустимый минимум оплаты наталкивается на протест областного УФАС, считающего, что инициатива противоречит антимонопольному законодательству.
Автошколы переживают тяжелые времена. Причина не только в реформировании, которое всегда сопряжено с определенными сложностями. Но эта реформа совпала с экономическим кризисом. Снизились доходы населения -упала покупательская способность. Автодиллеры жалуются на отсутствие продаж даже самых ходовых моделей. Вот и желающих получить водительское удостоверение заметно поубавилось. По словам Алексея Шукшина, несмотря на то, что больше половины автошкол ушло с рынка, в оставшихся практически нет набора. Так что надежды автоинструкторов на повышение зарплаты не оправдались.
— Хуже того — много людей остались без работы, — констатирует директор «Автомобилиста». — И над нашей школой, где сложился сплоченный профессиональный коллектив, сейчас нависла угроза сокращения штатов.
Но, может быть, удалось благодаря реформе автошкол достичь главного: снизить аварийность на дорогах? С этим вопросом я обратилась в областное управление ГИБДД. Там ответили, что подводить итоги пока рано. Школы по новой методике только начали работать. Эффективно ли? Это покажет время.
***
фото: Одна из сотен городских аварий — на улице Чернышевского