X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Вечная музыка, вечный джаз…

13 марта в Тюменской филармонии состоялся концерт французского джазового коллектива «IDEAL-квартет» в составе: Кристиан Бедоа (сопрано-саксофон, вокал, руководитель), Ален Раттие (тромбон), Филипп Гуиньер (банджо) и Ромен Ноэль (контрабас, вокал).

Что мы знаем о французском джазе? Это, прежде всего, великий франко-бельгийский гитарист Джанго Рейнгардт, скрипачи Стефан Граппелли, Жан Люк Понти, Дидье Локвуд, который, кстати, выступал в нашем городе, пианист, композитор и руководитель биг-бэнда Мишель Легран и кларнетист Клод Лютер.

Но, несомненно, самым известным музыкантом Франции и США является креол Сидней Беше, игравший на сопрано-саксофоне и кларнете. Он родился в конце XIX века во Французском квартале Нового Орлеана в музыкальной семье. С детства, проявив творческие способности, уже играл на кларнете со многими группами этого джазового города, и Новый Орлеан успел полюбить яркого исполнителя.

Сидней любил путешествовать. Это и Америка, и Европа. И Россия, где он выступал в 1926 году, и ему рукоплескали и нарком Луначарский, и режиссер Станиславский. В Лондоне Беше приобрел саксофон-сопрано, который отличается от кларнета более мощным звучанием. Этот инструмент стал основным в музыкальной жизни Сиднея.

Вот что говорил о творчестве этого музыканта Дюк Эллингтон: «Беше — наше начало. Его вещи -сама душа, в них все самое сокровенное. Беше для меня — символ джаза. Все, что он играл, было неповторимо. Это великий человек, и никто не мог играть, как он».

С 1949 года и до самой смерти в 1959 году Сидней постоянно жил во Франции, писал музыку и играл с французскими джазменами, для которых творчество Беше стало образцовым.

Юрий Хозяинов

Нынешний гость Тюмени Кристиан Бедоа — один из самых ярких последователей Сиднея Беше. Естественно, что программа концерта построена, в основном, на произведениях учителя, а также на тех джазовых стандартах, которым он следовал. Это, прежде всего композиции самого Сиднея -«Маленький цветок», «Прогулка по Елисейским полям», «Прогулка по Антибам». И здесь же — «На солнечной стороне улицы» Джимми Мак-Хью, «Летний день» Джорджа Гершвина.

Музыканты много импровизировали. Тромбонист Ален Раттие даже привлек для этих целей детский инструмент казу, который у него изготовлен в виде миниатюрного тромбона. Очень красиво и с большим драйвом пел Ромен Ноэль. А из композиции Дюка Эллингтона «Разве был бы в этом смысл, если бы не этот свинг» музыканты с участием всего зрительного зала сделали настоящий спектакль! Кристиан Бедоа с большим чувством спел знаменитую «Жизнь в розовом цвете» из репертуара Эдит Пиаф.

Какой же концерт традиционного джаза без композиции «Когда святые маршируют»? «Святые.» с модуляцией и вокалом Кристиана сделали запоминающимся финал концерта. А затем, выйдя на авансцену, музыканты уже без микрофонов сыграли знаменитый новоорлеанский стандарт «Я нашел новую девушку», еще раз напомнив слушателям о вечно молодом и прекрасном искусстве джаза.

***
фото: Руководитель оркестра Кристиан Бедоа;Ромен Ноэль.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта