Преображенный мир
В выставочном зале Союза художников открылась персональная выставка Алексея Сергеевича Чугунова. Юбилейная экспозиция (в январе мастеру исполнилось 75 лет) включает около 50 произведений.
Название выставки -«Ритмы поиска» — очень хорошо отражает характер творчества художника. В 1975 году после окончания Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной он приехал в Тюмень как монументалист. И успешно работал в профессии, которую сегодня назвали бы «дизайнер городской среды». Чугунов создал объемные мозаичные композиции, настенные панно и росписи. Его произведения сохранились в окрестностях Тюмени, в Ярково, Тугулыме. Однако в нынешней экспозиции художник показал станковую живопись.
Персональные выставки мастера проходили в городе неоднократно (эта — четырнадцатая). Все они демонстрировали яркий, неповторимый стиль художника. Как справедливо отметили коллеги, Александр Чугунов создал уникальную авторскую манеру.
Почерк мастера проявился практически сразу после обучения (конец 70-х — начало 80-х гг.) В рамках советского искусства надо было обладать достаточной смелостью, чтобы отстаивать свой собственный стиль, не вписывающийся в каноны академического направления. Затем, с конца 80-х, появилось множество разных направлений, каждый автор стремился найти свой выразительный язык. Но и тогда Чугунова было легко узнать — у него была своя художественная система. Даже в монументальных работах он не шел на поводу у заказчика и отказывался от проектов, которые казались ему неинтересными.
Удивительно, что при цельности индивидуальной манеры все его произведения не похожи друг на друга. Каждый раз он ищет новые композиционные приемы, цветовые отношения — в зависимости от пережитых ощущений, от звуков и ароматов, от наполненности воздуха светом, от пространства, как оно было увидено и прочувствовано. Художник не ставит задачу воспроизвести видимую реальность, но желает запечатлеть внезапно открывшуюся в ощущениях сущность природы.
Живопись Чугунова тяготеет к абстракции, но при этом формы реального мира всегда узнаются. Чтобы добиться этой кажущейся простоты (четкая структура композиции, чистый интенсивный цвет), надо быть очень внимательным наблюдателем. Мне любопытно, не записывал ли мастер свои впечатления, не вел ли дневник, чтобы сохранить ощущения и переживания?
«Вот мои дневники», — художник достает многочисленные папки с набросками, выполненными карандашом или шариковой ручкой на небольших листах бумаги или даже на обрывках газет.
Вижу, в своих работах мастер ничего не изобретает, не сочиняет. Наброски созданы во время загородных прогулок. Чугунов сплавляется по Туре, совершает долгие пешие походы по лесу в окрестностях Тюмени. В любое время года, в любую погоду. В результате накопилось огромное количество идей, законченных эскизов, готовых превратиться в большие картины.
Я спрашиваю, обдумывает ли он, как выстроить композицию, использовать краски? Ответ меня удивляет. Алексей Сергеевич говорит, что он сразу видит мир преображенным.
Конечно, живописцы иначе воспринимают цвет. Если для нас существует лишь привычная трехмерная реальность, художники видят магические дали и открывают дополнительные измерения. Но Алексей Чугунов еще и тонко чувствует и передает ритм естественных природных форм, которые нам кажутся хаотичными. И вот из простейших элементов и ясных очертаний возникает изысканная грация и удивительная пластика фигур, оформляется многомерное динамичное пространство. Рассматривая одно за другим его произведения, словно слышишь меняющуюся мелодию — то спокойную и лиричную, то яркую, бравурную. Помимо способности иначе видеть мир он обладает еще и даром слышать его звучание.
Отметивший юбилей, Алексей Чугунов работает гораздо интереснее многих молодых художников. Его творческие эксперименты всегда выглядели очень современно: и 40 лет назад, и сейчас. Они смотрятся как самое что ни на есть новое искусство. Парадоксально, автор не обращается к острым темам сегодняшнего дня, не воодушевляется футурологическими идеями и технологическими достижениями. Напротив, он ищет в увиденном нечто незыблемое, универсальное.
Известно, что искусство, значимое для разных эпох, постепенно становится классикой. Похоже, творчество Алексея Чугунова как яркий феномен войдет в историю художественной жизни Тюмени, а выставка, которая продлится до конца марта, станет важным событием в календаре нынешней весны.
Татьяна Борко — искусствовед
***
фото: Алексей Чугунов;«Устремленная»;Зрители на выставке.