Капитально ли сшит «костюмчик»?
Полтора месяца осталось, чтобы горожане решили, на каком счету копить деньги для капитального ремонта своих домов — в общем государственном фонде или на отдельном спецсчете.
Первый период был не особо результативным. Для большинства горожан информация о том, что придется сдавать деньги в какой-то там фонд, оказалась неожиданностью. Оценив недостаточную активность жителей, губернатор Владимир Якушев продлил срок выбора до 18 апреля. Общие собрания стали проводиться активнее, накал дискуссий повысился, а вопросы все равно остались.
ПОЧЕМУ Я?
Вячеслав Вахрин, заместитель губернатора, считает, что люди путаются в двух понятиях: квартплата и плата за найм. В советское время квартиры были муниципальные, а деньги мы отдавали просто за возможность жить там. При этом, конечно, считали квартиру своей, заботились о ее красоте, а дом в целом был общим, то есть ничьим.
Окончательно запутала всех приватизация. Многие стали собственниками и были уверены, что приватизируют только стены своей квартиры, а дом так и остается ничьим. Плату за коммунальные и жилищные услуги мы продолжали называть квартплатой, удивляясь, откуда на нас свалилась общедомовая собственность? Хотя логика простая — квартира не существует сама по себе, она как одна из ячеек в большом улье, о котором пчелки-собственники должны заботиться вместе.
— Ни эмоционально, ни материально граждане оказались не готовы нести это бремя, — считает Вячеслав Вахрин.
Возможно, еще на первом этапе приватизации надо было развести понятия: плата за содержание общедомового имущества и плата за жилое помещение. Тогда стало бы ясно, что такое затраты капитального характера, и почему каждый за них должен платить.
КАПРЕМОНТ С «ХВОСТОМ»
Объем недоремонта жилого фонда, накопившийся еще с советских времен, — колоссальный. Счастливчиков, которые успели проскочить по разным федеральным программам (о них большинство, кстати, тоже узнали в последний момент), не так много. Так что продвижение к лучшему носило, скорее, эпизодический и вероятностный характер, чем системный.
Сама система софинансирования выстраивалась с трудом. Чтобы воспользоваться программой, собственники должны были провести общее собрание, набрать кворум, договориться о виде ремонта и о сумме взносов. Пробуксовка шла на всех этапах. За годы действия программы, по словам Вахрина, в стране было отремонтировано не более 5% жилого фонда. Именно тогда государство решило, что гражданам лучше скинуться на капитальный ремонт всех домов. Были созданы региональные операторы. Тюменская область в этом процессе не пионер, мы вступили в программу только после того, как изучили шишки, набитые в других регионах.
Отказаться же вообще от этого проекта и предложить какой-то свой или продолжать, как прежде, ремонтировать дома на условиях софинансирования возможности нет. Федеральный закон един для всех. Нравится нам эта система или нет, но внедрить ее мы обязаны.
МЕНЬШЕ — НЕ ВСЕГДА ЛУЧШЕ
Минимальную плату в фонд капремонта каждый регион определяет сам. В Тюменской области отталкивались от средней стоимости ремонта, получилось около 2700 рублей с квадратного метра. То есть с квартиры площадью в 70 квадратов надо сразу получить почти 190 тысяч рублей. Даже если и найдется такой желающий в доме, толку от одного взноса не будет. Тогда платеж разбили по годам.
Собирать меньше, чем 7,5 рубля с квадрата, по мнению Вячеслава Вахрина, — обречь систему на досрочную гибель. В Санкт-Петербурге, например, тариф — два рубля, но хватит ли этих сборов, никто не знает.
Есть и другие риски. Вахрин опасается, что владельцы спецсчетов могут стать «обманутыми вкладчиками» — по вине своих ТСЖ. Да, выбор людям предоставили. Но кто может гарантировать хоть что-нибудь на 30 лет вперед?
Наконец, еще одна деталь, к которой надо заранее быть готовым. Капитальный ремонт не будет комплексным: латать дома станут по частям. Вначале к пиджаку пришьют пуговицу, потом через годик-два поправят лацкан. Безо всякой модернизации и без излишеств. Но что-то ведь делать надо. И не периодически, а системно.