X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Без дома, без связи с близкими

В последние дни февраля полицейские провели оперативно-профилактическое мероприятие «БОМЖ».

Облазали 58 коллекторов, доставили в отделы 75 человек без определенного места жительства, сняли отпечатки пальцев, взяли анализ ДНК, проверили по базам: оказалось, что 14 бомжей числятся утратившими связь с близкими.

Но вот проблема — никто не может гарантировать, что теперь эти люди вдруг возьмут и счастливо воссоединятся со своими семьями. По словам полицейских, им ведь и раньше никто не мешал это сделать: ходить они в состоянии, говорить — тоже. А значит, сами могли давно заявить о себе. Вероятно, у них нет такой потребности. Многие бездомные — опять же, со слов бывалых стражей правопорядка — сознательно ничего не хотят менять в своей жизни.

Хотя есть, конечно, и те, кто просто не может этого сделать. Ришат из Ялуторовского района уже почти год живет в центре социальной помощи «БОМЖ», потому что его дом сгорел, пока он лежал в больнице после операции. На какое-то время его приютила пожилая соседка, взяв с него обещание, что он будет помогать по хозяйству; он и помогал — таскал с колодца тяжелые ведра и заработал себе послеоперационную грыжу.

Ришат говорит, что из центра он, скорее всего, отправится в интернат. Забрать его некому, а на улицу ему возвращаться не хочется.

ЕСТЬ ЛИ СЧАСТЬЕ В БЕЗГРАНИЧНОЙ СВОБОДЕ?

Катя Христозова

Директор социального центра «БОМЖ» Сергей Бойко не может припомнить трогательных историй, когда бы извлеченный из коллектора мужик в ободранном ватнике бросился на шею полицейским или работникам центра со словами благодарности. Как правило, разного рода оперативные мероприятия напоминают спасение утопающего против его воли. Да и считают ли себя утопающими эти люди?

— До тех пор, пока они окончательно не растратили свое здоровье и не стали инвалидами, их даже, в какой-то мере, можно назвать счастливыми людьми, — говорит Сергей Бойко. — Они свободны ото всех условностей: не работают, ни за кого не отвечают, никому ничем — по их убеждению -не обязаны. Разве что зимой им бывает холодно, тогда-то они и приходят к нам. Остаются на несколько недель, потом уходят — не выдерживают жизни, где есть расписание, обязательства и нет выпивки.

Сейчас в центре «БОМЖ», который рассчитан на 70 постояльцев, обитают 90 человек (выручают двухъярусные кровати). Большинство из этих людей уже имеют инвалидность или претендуют на нее. Истории у многих как под копирку: обморозили руки или ноги. При каких обстоятельствах? Отвечают витиевато и расплывчато.

А у Александра хватает смелости признаться — по пьянке! Причем, обмораживался он не один раз. Через каждые пару слов мой собеседник вставляет «бл…», которое настолько прочно укоренилось в его лексиконе, что его уже и бранным-то сложно назвать. Тем не менее, после очередного «бл.» Александр подолгу извиняется передо мной «за свой французский». Признаюсь, этот порыв удивляет меня намного больше его «французского».

— Попадают ли в центр случайные люди? — отходя от Александра, пристаю я с очередным вопросом к Бойко. — Ну, которых действительно получалось спасти, вернуть в семью, которым оформили документы?..

— Документы мы стараемся оформить всем, кому это требуется. Другой вопрос, что многие теряют их не по одному разу, -отвечает Сергей Всеволодович.

Совсем случайные люди, которые оказались на улице в результате какой-то серьезной семейной драмы, добавляет Бойко, к ним если и попадают, то совсем редко. Потому что обычно такие люди еще до приюта используют все способы, чтобы выкарабкаться со дна, куда их скинула жизнь.

А те, кто оказываются в «БОМЖе» и, тем более, не по одному разу, с кочевой судьбой свыклись. К своей безграничной свободе они шли не день и не два: сначала разрушили все отношения с родными и близкими, пропив их доверие и любовь, потом пропили и квартиру. И даже оказавшись в коллекторе, своим привычкам не изменили. Напротив, именно на дне у них, по их же разумению, появилась веская причина продолжать заливать свое горе, вместо того, чтобы попытаться что-то изменить в лучшую сторону. Банальная, навязшая на зубах правда.

Для людей с инвалидностью центр — это что-то вроде перевалочной базы на пути с улицы в интернат. А для всех остальных -возможность согреться, поесть, поспать на нормальной кровати, сменить одежду. Даже безгранично свободным от всяких условностей людям этого иногда хочется.

… И еще несколько слов о свободе — в случае с бездомными людьми, ведущими асоциальный образ жизни, это понятие довольно зыбкое. Как рассказала пресс-секретарь городского УМВД Александра Малыгина, в ходе мероприятия «БОМЖ» полицейские задержали 22 человека, которые находились в розыске за совершение преступлений.

***
фото: Полицейские регулярно проверяют места в своих районах, где собираются люди без определенного места жительства.;Многие постояльцы центра имеют серьезные проблемы со здоровьем.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта