X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Нужна ли государству четвертая власть?

«Есть госзаказ на гражданина, и средства массовой информации играют важную роль в воспитании патриотизма», — это первое мнение. «Власть не понимает, зачем ей вообще нужны СМИ?» — второе.

Эти противоположные точки зрения прозвучали на общественных слушаниях «Региональные СМИ: проблемы и перспективы развития», состоявшихся 25 февраля в Челябинске. Первое высказывание принадлежит заместителю секретаря Общественной палаты РФ Вячеславу Бочарову. Второе — члену научно-консультативного совета при Общественной палате РФ Кириллу Дыбскому.

Слушания, как вы уже могли догадаться, были организованы Общественной палатой РФ. В них приняли участие представители региональных и федеральных СМИ, некоммерческих организаций и региональных органов власти УрФО. Говорили об экономическом положении и о социальной роли газет и телевидения. В частности о том, что без помощи СМИ ни власть не сможет донести до народа свои планы и проекты, ни народ достучаться до власти.

Оба докладчика солидарны в том, что российские СМИ переживают тяжелые времена. Но если ветеран афганской и чеченских войн Вячеслав Бочаров сделал акцент на социальной значимости СМИ, то издательский дом «7 дней» в лице Кирилла Дыбского в первую очередь волнуют проблемы выживания медиа в условиях, как он выразился, «экономической неопределенности».

В качестве подтверждения Дыбский привел прогноз Минкомсвязи, что в этом году с рынка уйдет около половины печатных изданий и электронных информационных ресурсов. Выделил несколько проблем: гибель общероссийского института подписки, медленное вымирание киосковой сети, свертывание рекламного рынка, а также снижение профессионального уровня журналистских кадров.

Кадровой проблеме он уделил особое внимание:

— Это касается как региональных, так и федеральных СМИ. Притом, что федеральные СМИ всегда «пылесосили регионы», забирая наиболее талантливых и перспективных в столицу.

Одной из причин падения профессионального уровня Кирилл Александрович считает низкое качество журналистского образования.

— В большинстве крупных СМИ выпускника журфака воспринимают как прокаженного, — говорит он. — Ситуация усугубилась после того, как журфаки перешли на бакалавриат.

В целом, в нынешних бедах российских СМИ Дыбский склонен не столько винить внешние факторы, сколько видеть внутрикорпоративные проблемы:

— За двадцать лет у нас так и не сложилась сильная монолитная корпоративная организация. Каждый сектор СМИ выживает в одиночку.

А власти, по его мнению, если и можно в чем-то упрекнуть, так только в непонимании «зачем государству вообще нужны СМИ?»

В то же время Кирилл Александрович обратился к представителям региональной власти с призывом поддержать СМИ. И не только тех, кто хвалит власть, но и тех, кто критикует.

Противоположного мнения о влиянии государства на состояние прессы придерживается сотрудник департамента общественных и внешних связей Югры Александр Быстров:

— Вы говорите о том, что все плохо, что половина СМИ уйдет с рынка, а другим придется как-то выживать: или просить денег у государства, или каким-то чудом зарабатывать, не имея ни подписки, ни рекламы. И правительство тут ни при чем? А я убежден, что эта ситуация задана правительством, экономическими рычагами. Взлетели в цене бумага, типографские расходы, доставка, снизилась самоокупаемость — все это еще до санкций и роста курса валют. И решить эти вопросы можно только на государственном уровне.

С ним солидарен и глава представительства ГИПП в УрФО, директор филиала ФГБУ «Редакция «Российской газеты» Сергей Салыгин:

— Проблема решается, конечно, не здесь. Если самый высокопоставленный чиновник, отвечающий за средства массовой информации, говорит студентам журфака УрФУ, что продажа пива и продажа газет — это один и тот же бизнес, то о чем речь?

Салыгин высказал сомнение по поводу существования «госзаказа на воспитание гражданина и патриота». «Я этого не вижу», — сказал он. И попросил внести в резолюцию по итогам слушаний предложения читателей и издателей, полученные в ходе опроса, проведенного «Российской газетой».

К федеральной власти: наладить работу почты России и пересмотреть тарифы на доставку прессы с учетом ее социальной значимости. К региональной власти, выпускающей собственные СМИ: не делать их бесплатными, так как это корежит медиарынок. К местной власти: не уничтожать киоски Роспечати, а помочь печатным изданиям зайти в торговые сети.

— Доверие наше к Общественной палате будет складываться из того, будут ли эти предложения донесены до государственной власти, и какие меры будут приняты, — подытожил Салыгин.

Модератор слушаний — первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Светлана Яремчук заверила, что предложения будут учтены в резолюции. В том числе касающиеся качества подготовки журналистских кадров. А также предложение Кирилла Дыбского сформировать «дорожную карту» комплексной господдержки региональных СМИ в кризисный период — «когда они играют колоссальную государственную роль и при этом испытывают наибольшие финансовые трудности».

***
фото: От Тюменской области выступил председатель местного отделения Союза журналистов Владимир Кузнецов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта