Кто, если не он? Кто, если не мы?
«Добрый день, дорогие друзья!» — эта фраза, наравне с неповторимым тембром голоса, стала визитной карточкой знаменитого телеведущего Николая Дроздова. Ею он и начал выступление на экологическом телемарафоне, организованном Тюменским госуниверситетом.
При первых звуках его голоса не только приглашенные на заседание студенты, но и докладчики разразились аплодисментами и приветственными криками. Давно в нашем городе так не встречали московских гостей! Оно и не удивительно: Николай Николаевич тридцать лет рассказывает россиянам о природе и экологии, оставаясь всегда доброжелательным и непосредственным, как ребенок. Это он способен восхищенно взмахивать руками при виде тропической многоножки и нежно почесывать мохнатую спинку огромного паука. Нет на российском телевидении другого ведущего, которого зрители между собой звали бы не только по фамилии или имени-отчеству, но и ласково — дядя Коля.
В общем, если кто-то и способен донести до наших сограждан простую истину: «Пора меняться», так это он.
… Я наблюдала за Николаем Дроздовым во время докладов, которые делали специалисты. Заслуженный эколог России Андрей Соромотин живописал проблемы, возникающие при охране природы от деятельности нефтяников и газовиков. Директор Центра деконтаматериалов Виктор Рядинский рассказал о новых технологиях переработки бурового шлама. А директор областного департамента недропользования Жанна Злобина заострила внимание на теме утилизации бытовых отходов, чрезвычайно актуальной для нашего города. Все они говорили правильные, логичные вещи, но ни один не сделал той же малости, что и Дроздов: дядя Коля, допив воду из пластиковой бутылки, тихонько выпустил из нее воздух и закрутил, как тюбик из-под зубной пасты.
— Понимаете, есть такая агитационная кампания в Интернете: «Нажми на мусор!» Бытовые отходы должны занимать как можно меньше места, потому что уже сейчас площади, потребные под организацию свалок, огромны, -впоследствии объяснил свой поступок Николай Николаевич. — У меня давно складывается впечатление, что проблема утилизации мусора — одна из самых значимых в России. И я рад, что в Тюмени намерены серьезно ею заниматься, но строительство завода по переработке, даже самого современного — это не единственное необходимое условие чистоты и экологичности. Не менее важно изменить менталитет русского человека, который привык, что дома разбрасывать мусор нельзя, а вот вывезти его в лес — можно, никто же не видит. Хорошо и правильно с первого класса агитировать детей за здоровый образ жизни, но почему бы не объяснить заодно про раздельный сбор мусора? Чтобы эта культура у нас сформировалась, нужно с чего-то начинать.
Впрочем, Тюмень -Тюменью. Николай Дроздов заострил внимание, что на нашей планете есть территории, которые очищать от мусора куда сложнее, чем столицу области. Например, Арктика. Дроздов с этой бедой знаком не понаслышке. За Полярным кругом путешественник бывал трижды: в 1993 году в составе экспедиции ледокола «Ямал» прошел по Северному морскому пути и добрался до Северного полюса. В 1995 году на корабле «Дискаверер» прошел вдоль побережья Аляски и Канады. А в 2002 году вновь оказался на Северном полюсе в составе международной экспедиции и прожил неделю в ледовом лагере «Барнео».
— Уборка мусора в Арктике — очень затратное дело. Мне хочется надеяться, что Тюменская область будет оказывать значимую поддержку в этом проекте, — признался Николай Дроздов. — Благодаря параду флагов регионов России, который состоится 6 апреля на дрейфующей арктической станции «Барнео», мы надеемся привлечь внимание глав многих регионов к проблемам Арктики. И речь не только о мусоре. Проблемой является также и потепление. Некоторые ученые-климатологи высказывают точку зрения, что глобального потепления не существует, что это лишь колебания температуры, которые происходят через регулярные промежутки времени. Но не стоит себя этим успокаивать. Уже сегодня очевидно, что Северный морской путь, по которому не так давно можно было пройти лишь за огромным атомным ледоколом, теперь стал значительно доступнее для экспедиционных судов. А все потому, что стало гораздо теплее, льды стали тоньше.
Или вот еще: для белого медведя ситуация стала просто катастрофической. Самки ложатся в зимний сон на островах, а самцы отправляются туда, где можно охотиться, — по южной окраине щита, за тюленями. Они не могут ходить к Северному полюсу и тереться о земную ось! К Северному полюсу ни один медведь в здравом уме не потащится — там толщина льда три метра и нет полыней, в которых можно ловить рыбу. Так вот, когда приходит пора медведям возвращаться к своим медведицам для продолжения рода, он глядь, а до острова Врангеля-то уже сотня километров, за горизонтом не видно — ледовый край подтаял. Конечно, зверь силен, у него толстый слой жира под шкурой, он может проплыть 50 километров. Но сто -с этим уже не каждый медведь справится.
… Впрочем, спасти медведей -это одно. По мнению профессора Дроздова, если и дальше равнодушно относиться к экологии, то спасать придется уже людей. Предотвратить глобальную катастрофу — не обязательно природную, возможно, техногенную — силами одних только губернаторов или директоров департаментов невозможно. Только общими усилиями. И начинать, считает дядя Коля, нужно каждому с себя. Хотите спасти белых медведей? Не нужно ехать на край света, начните для начала «нажимать на мусор», а там видно будет.
***
фото: Николай Дроздов.