Продавцы повернутся к нам лицом
Проблемы работы в условиях кризиса обсудили на отраслевом совещании представители сферы торговли и услуг.
Торговля одна из первых почувствовала на себе дыхание новых экономических условий. Причем, еще в прошлом году. В прежние годы товарооборот рос на 8-12 процентов в год, а по итогам прошлого — всего 1,6 процента. Не помог даже небывалый покупательский ажиотаж в декабре. Он мог порадовать только продавцов магазинов электроники. Специалистов же отрасли такой скачок вовсе не вдохновил, им было понятно, что после пика наступит резкий спад. И он не замедлил себя ждать. По словам Андрея Пантелеева, начальника областного управления лицензирования и регулирования потребительского рынка, уже в январе темпы роста товарооборота упали на 5,5 процента.
— Наш регион всегда был высокоплатежеспособен, — сказал Андрей Вадимович. — Но теперь пришли другие времена. Необходимы иные правила игры, новый сбалансированный подход, чтобы уверенно стоять на ногах. Не стоит радоваться, когда кому-то плохо, — надо держаться вместе и помогать друг другу не только словом, но и делом.
Реальным спасательным кругом в нынешних условиях для малого предпринимательства может стать, по мнению Пантелеева, система франчайзинга — та форма бизнеса, где «уже все придумано, нужны только воля и желание эти идеи реализовать».
Не столько об успехах, которые были, сколько о проблемах, с которыми приходится сталкиваться, говорила и Елена Еремина, директор городского департамента потребительского рынка. По ее мнению, многие предприниматели в трудные времена остались без заделов на будущее, тюменские товаропроизводители оказались не готовы к импортозамещению.
Некоторым — например, заводу «Очаково» — пришлось даже отпустить часть людей во временные отпуска. Не намного лучше обстоят дела и в фермерских хозяйствах. Индивидуальных предпринимателей там пока слишком мало, объемы производства продукции они наращивать не хотят, зато просят за нее слишком высокую цену. При этом население ворчит: «Нам говорят, что на ярмарках продается тюменское, натуральное, качественное, а что, в магазинах — не натуральное?»
В августе 2014 года жизнь для сферы торговли изменилась одномоментно, считает Елена Михайловна. 40 товарных позиций внесли в санкционный список. В декабре принято постановление губернатора области о регулировании цен на социально-значимые продукты питания. К проверкам подключилась прокуратура. В январе проведена целая серия надзорных мероприятий.
— Что же делать в этих условиях бизнесу? — задала вопрос Еремина. — Главное: продолжать работать, соблюдать закон, постараться быть спокойными и не конфликтовать.
Свой секрет, как удержаться на плаву, раскрыла и Мария Сутормина, председатель правления областной ассоциации предприятий розничной торговли. По ее мнению, сейчас всем магазинам необходимо оптимизировать товарную матрицу, сокращать издержки и искать товары, которые можно реализовать с наибольшей маржой (разницей между отпускной ценой и себестоимостью).
Другой рецепт выживания в условиях кризиса предложила Ольга Михайлова, исполнительный директор ассоциации гостеприимства Тюменской области.
— Рентабельность предприятий общепита упала на 30-40 процентов, — сказала она. — Надо искать, как выходить из сложных условий достойно. В конце концов, выживут те рестораны, где любят своих гостей.
Ее точку зрения поддержал и Игорь Ракша, депутат городской Думы, генеральный директор компании «Русская ювелирная сеть» и ресторана «Шинок Телега».
— Не гнушайтесь заботиться о жителях своего района, — посоветовал предпринимателям Игорь Рафаэльевич. — Чем больше вы отдаете, тем больше к вам вернется. Исследования, которые проводили еще во времена кризиса в Америке, показали, что выживают в первую очередь те предприятия, которые несут социальную нагрузку.
***
фото: Крупные ритейлеры тоже учатся жить в условиях кризиса. Они приняли решение на два месяца заморозить цены на два десятка продуктовых социально-значимых товаров.