Любовь к свободе — цветок темницы
Стивен Кинг. «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка». АСТ, 2008 г.
«… Я был так взволнован, что едва мог усидеть на месте от мыслей в голове. Такое приятное чувство возбуждения испытывает только свободный человек! Свободный человек в начале долгого пути!»
Жанр повести для Кинга совсем не характерен. Романы или сборники рассказов — да, но повесть — большая редкость. Да и тема тюремной прозы без примеси фантастики — еще одна неожиданность (даже тюремный роман «Зеленая миля» и тот был с элементами фантастики). Тем удивительнее, что решившись на двойной эксперимент, писатель создал прекрасную книгу.
Замечательный сюжет, насыщенный, стройный, лаконичный и непредсказуемый. Ничего лишнего. «Побег из Шоушенка» берет, что называется, за живое. Тема проверки человека на прочность выполнена на уровне лучших произведений Кинга.
Через всю повесть пунктиром проходит искренняя мужская дружба. Повествование намеренно ведется от лица Рэда. Рэд, конечно, не очень умелый рассказчик, он большую часть жизни провел в тюрьме, и потому сентиментальных высказываний о дружбе и чувственных признаний мы от него не дождемся. Зато он искренен, ему незачем врать нам. Читатель с головой погружается в его рассказ, и в воображении с легкостью достраиваются недостающие отрезки пунктира. То, как меняется отношение Рэда к Энди Дюфрейну, как появляется уважение к этому странному человеку, как завязывается их дружба.
Энди мы тоже видим лишь глазами Рэда. Эта стилизация автора под маску неумелого рассказчика только усиливает впечатление от заочного знакомства с Энди. Что он чувствовал в свою первую ночь в тюрьме? Мы никогда не узнаем, ведь Рэд и сам ничего не знает. Нам остается только догадываться. Но это добавляет повествованию достоверности, сильнее увлекает читателя.
И, наконец, блестящий финал. Я имею в виду не столько сам сюжетный ход, сколько выбор того момента, где ставится точка. А вернее — многоточие.