Тариф средний, рост большой?
С 1 апреля проезд на городском общественном транспорте может подорожать до 22 рублей. С чем это связано и насколько такая мера обоснована?
Старшее поколение говорит: не успеешь привыкнуть к одной цифре, как она уже меняется на другую. Аналитики объясняют, что в Советском Союзе тариф на проезд в общественном транспорте формировался не по законам экономики. И тогда транспортники делали расчеты, что себестоимость поездок на самом деле в три-четыре раза выше. Но цену на проезд держали неизменной. К ней привыкли, она казалась правильной.
Правда, к ней прилагались такие «прелести» транспортного обслуживания, как чадящие переполненные автобусы. Ходят они катастрофически редко, постоянно ломаются… Но другого транспортного облуживания мы не знали.
Все изменилось, когда отрасль начала жить по законам рынка. Автобусы теперь новенькие (средний возраст подвижного состава -пять лет), интервалы движения на популярных маршрутах — одна-две минуты. Одно плохо — кажется, что плата за проезд растет слишком быстро.
Справедливости ради следует сказать, что несколько лет стоимость проезда держалась на одном уровне — 14 рублей. До 18 рублей ее повысили в феврале 2013-го — два года назад. Это факты.
В конце прошлого года и в начале нынешнего ситуация для перевозчиков начала стремительно меняться не в лучшую сторону. Даже несмотря на то, что пассажирские предприятия заблаговременно обновили подвижной состав за счет автобусов большой вместимости российского производства.
— Беда в том, что в отечественном транспорте до 80 процентов комплектующих импортного производства, — говорит Александр Ермохин, директор предприятия «Авто-Север». — Такие расходы не были предусмотрены в бюджетах. Кроме того, надо платить лизинговые платежи, только по нашему предприятию они составляют около двух миллионов рублей ежемесячно. На них мы отдаем почти 40 процентов выручки, столько же уходит на топливо, еще 20 — на зарплату водителям и кондукторам. Что остается? По нашим подсчетам, чтобы у предприятия была рентабельность хотя бы в два процента, стоимость проезда надо повышать до 25-28 рублей.
Похоже, не легче и перевозчикам, которые работают на автобусах малой вместимости.
— Цена на запчасти выросла почти в два раза, их покупка съедает все, а если автобус сломается, отремонтировать его почти нет возможности, — говорит Гульсу Бурганова, директор компании «Автолинии». — Подорожал и полис ОСАГО, за него приходится платить не четыре, а уже 18000 рублей. Взлетело в цене дизельное топливо, добавились расходы на страховку пассажиров, на оплату налогов, на просрочки по лизинговым платежам.
Не принимать в расчет такое положение дел невозможно. Для единого подхода к формированию тарифа постановлением правительства области была утверждена методика, в которую заложены основные статьи затрат: расходы на ГСМ, на оплату страховых взносов, зарплату персонала, амортизацию оборудования.
— На основании таких расчетов определен средний провозной тариф. В Тюмени на 2015 год он составляет 23 рубля и 70 копеек, -пояснил Роман Шулепов, заместитель директора департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. — Но, учитывая интересы социально-незащищенных слоев населения, тариф планируется установить в размере 22 рублей. При этом все льготы за проезд сохранятся в полном объеме: пенсионерам — в размере 100 процентов, школьникам — 80 процентов, студентам — 50 процентов.
Перевозчикам, по словам Романа Шулепова, будет гарантирована выплата компенсаций за перевоз льготных категорий населения. Правда, если в городском бюджете финансирование на эти цели уже предусмотрено, то как компаниям компенсируют поездки федеральных льготников -пока никто точно не знает.
Пассажиров такие детали, конечно, не волнуют. Им бы дали возможность проехать бесплатно — и все. Но в кризис все мы связаны одной ниточкой. И никто не выиграет, если перевозчики вдруг начнут один за другим разоряться. Мы им нужны, а они — нам.
***
фото: Некоторые городские автобусы как будто говорят нам: «Не нравится — закажи такси!»