Путь, по которому не идут вслепую
От проблем, связанных с инвалидами, нельзя отгородиться стеной. Не только потому, что эти люди живут с нами бок о бок.
Никто не застрахован от того, что ему может понадобиться помощь ближнего. Согласно данным мировой статистики, к так называемым маломобильным группам населения так или иначе относится чуть ли не треть жителей больших городов. Поэтому формирование доступной среды — не временный проект, а долгосрочная программа. Как может в идеале выглядеть город, в котором все эти требования учтены, мы теперь знаем на примере Сочи. А что удалось сделать у нас? Об этом мы говорим с Владимиром Зимневым, депутатом областной Думы.
— Владимир Дмитриевич, вы уже год являетесь координатором партийного проекта «Равные возможности». Изменился ли за это время ваш взгляд на то, как решается эта проблема?
— Важно не то, как меняется мой взгляд, а как меняется видение ситуации в целом в обществе. И с юридической, и с социальной точек зрения. Федеральная программа «Доступная среда» направлена на улучшение качества жизни не только инвалидов. Хотя их у нас немало — более 13 миллионов человек по всей стране, в том числе 108 тысяч — в Тюменской области. Речь идет обо всех маломобильных группах населения — стариках, людях с временной утратой здоровья, молодых мамах с колясками, мамах с малолетними детьми. По подсчетам специалистов, количество людей, которые испытывают те или иные трудности с передвижением и, соответственно, с получением социальных услуг, -более 55 миллионов. Точка отсчета совсем другая. И она требует более широкого спектра мер и иной скорости их реализации.
В решении этой глобальной задачи задействовано огромное количество людей — при строительстве жилых домов, при ремонте дорог и тротуаров, в транспорте, в больницах, поликлиниках, школах, социальных и культурных учреждениях… Многое регулируется законами, в частности, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ». Но есть и просто отношения между людьми. Здесь, на мой взгляд, тоже происходят изменения. Несмотря на все сложности жизни, мы становимся гуманнее.
— Идет ли навстречу этим изменениям власть?
— В первую очередь необходимо, чтобы работали законы. Тогда все будет легче. Анализируя взаимоотношения с различными властными структурами, отмечу, что появляется понимание проблемы, желание ее решить. Приведу несколько примеров. В прошлом году в Тюмени для маломобильных горожан адаптировано 54 пешеходных перехода и 30 автобусных остановок — проверена высота бордюров, перепад высот, пологость спуска. Работают 137 «говорящих» светофоров, еще 20 планируют установить в этом году. Начата разработка документации для благоустройства квартала компактного проживания слепых и слабовидящих. Представителей ВОИ и ВОС будут приглашать для взаимодействия на стадии проектирования, производства работ и сдачи объектов.
Недавно под руководством Максима Афанасьева, заместителя главы администрации города, состоялось расширенное совещание с участием руководителей управ административных округов, на котором обсуждались перспективы городского благоустройства. Принято решение привлекать общественные организации инвалидов для обсуждения и корректировки проектной документации тех или иных объектов, чтобы выходить на торги с учетом этих изменений. От отделений ВОИ и ВОС уже поступило 74 предложения в адрес городских департаментов. Мне кажется, можно говорить о позитивном движении муниципальной власти в этом направлении.
Сложнее обстоит дело с установкой пандусов в жилых домах. Из ответа председателя городской Думы Дмитрия Еремеева следует, что на 13 проведенных в управляющих компаниях собраниях жильцы согласились на строительство пандусов в подъезде только при условии, что это будет сделано за счет средств бюджета, а в доме N 22 по улице Парфенова вообще категорически от пандуса отказались. Что это — недоброжелательность, равнодушие, непонимание? Ведь затраты невелики -строительство метра пандуса стоит около 11 тысяч рублей, а нужно всего-то 5-6 метров. Может, представители управляющей компании не нашли нужных слов, не достучались до людей?
Кстати, на 2015 год обращений на предоставление соответствующей субсидии от УК вообще не поступало. Значит, юридическая возможность в соответствии с постановлением администрации города есть, но ею не пользуются.
Кто же тогда позаботится об инвалидах? О стариках? О мамах с колясками?
— В прошлом году вы много работали с застройщиками, разъясняя нормы доступной среды при возведении жилых кварталов. Что мешает застройщикам идти в ногу со временем?
— Это сложнейший вопрос. В этой сфере в законодательстве кругом одни подножки, и пробираться через бюрократические дебри очень непросто. По существу федеральный закон N 181 «О социальной защите инвалидов» держится только на совести и ответственности отдельных лиц. Приведу пример. Спрашиваю застройщика: «Почему делаешь вход в дом с такой-то высоты, с нескольких ступенек, а не с земли? Сам же задаешь фактор недоступности. Придется строить пандус или что-то еще. Зачем лишние затраты? Почему не сделать все сразу и правильно?» Молчит. Он об этом просто не задумывался раньше.
Но есть и здравые предложения, реальный позитивный опыт. Примером современного мышления могут служить микрорайоны «Видный» и «Европейский».
И таких примеров становится все больше. Например, в прошлом году завершен капитальный ремонт общежития для слабовидящих, теперь оно отвечает всем условиям доступности. Также по правилам оборудованы 25 зданий социально-значимых учреждений, устроены входы-выходы для 115 инвалидов-колясочников в многоквартирных домах — на эти цели выделено 14,3 миллиона рублей из фондов депутатов областной Думы.
— А маломобильные группы населения знают о своих правах, обращаются с предложениями или находятся на пассивной позиции?
— Сказать, что знают все и всё, было бы неправильно. Но активных и знающих становится больше. Предложения от них поступают чаще. Они сами создают общественные организации, пишут проекты, выигрывают гранты. Одновременно существует и другая точка зрения: «Нам все обязаны, и все сделают за нас». Таково наше общество, наши плюсы и минусы. Можно принимать это таким, как есть, а можно — меняться.
— Что вы считаете главным достижением прошлого года, и чего не хватило, на чем надо сосредоточиться в этом году?
— Нам удалось создать систему действий — связать воедино законодательную базу, ее исполнение и контроль. Удалось наладить тесные отношения с общественными организациями ВОИ и ВОС. Теперь они тоже берут инициативу в свои руки. Выстраивается взаимопонимание со всеми уровнями власти. И это — важно, только при единении усилий последовательно продвигаешься к цели. Уверен, что партийный проект «Единой России», который в прошлом году именовался «Равные возможности», а с этого года получил название «Единая страна — доступная среда», только набирает обороты.
Ведь создание доступной среды не ограничивается строительством безбарьерных сооружений. Наша цель — сделать так, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли обрести самостоятельность и независимость, найти свое место в жизни, стать полноправными членами общества. Для этого надо повышать качество медико-социальных и реабилитационных услуг, развивать инклюзивное образование, предоставлять им возможность самореализации в спорте, культуре, творчестве, преодолевать социальную разобщенность в обществе.
До совершенства еще далеко, но есть понимание, куда надо двигаться.
***
фото: У общежития для слепых.