«Один один два» по-русски. И по-китайски
Согласно нормативной документации, диспетчеры службы 112 должны уметь ответить обратившимся за помощью не только на русском, но и на английском, немецком, французском и китайском языках.
Сегодня работники тюменской единой дежурно-диспетчерской службы по-китайски говорить пока не готовы. Но к началу 2018 года -к этому времени система 112 должна работать в полном объеме во всех регионах России -обязаны будут подтянуть свои лингвистические знания. А пока, если требуется, прибегают к помощи английского языка.
Так, рассказал заместитель начальника ГУ МЧС по Тюменской области полковник внутренней службы Алексей Пархомович, летом 2013 года на номер 112 поступило сообщение о ДТП, в котором погибла участница ралли «Пекин — Париж», подданная Великобритании. В машине, которой она управляла, находился еще один англичанин. Он не пострадал, но ему потребовалась серьезная психологическая помощь.
По словам Пархомовича, на место происшествия выехали психологи МЧС, владеющие английским языком, и не только выполняли свою непосредственную работу, но были и переводчиками. Объяснили иностранному гражданину специфику российского законодательства, а также, что и в каком порядке ему предстоит сделать в этой непростой и трагичной ситуации.
— Кроме того, у нас заключен договор с Тюменским госуниверситетом о том, что в случае необходимости мы можем привлекать к работе студентов, владеющих языками, — добавил Алексей Пархомович.
Журналисты — раз уж зашел разговор на иностранную тему -поинтересовались у него, использовался ли при разработке системы 112 опыт аналогичной американской службы 911?
— Безусловно, специалисты министерства по чрезвычайным ситуациям анализировали эту систему, а также подобные системы Европы, — ответил полковник. — Однако нельзя сказать, что мы полностью скопировали зарубежный опыт. За долгие годы работы наших экстренных служб у нас сложилась своя традиция взаимодействия между структурами, которая характерна именно для нашей страны. И ориентирована она, в первую очередь, на наших граждан.
… Сейчас набрать номер 112 можно только с мобильного телефона, однако в будущем, сообщил представитель Ростелекома (это один из разработчиков системы) Павел Ценер, можно будет осуществить набор и со стационарного аппарата. Специалисты предполагают, что через несколько лет граждане забудут привычные номера 01, 02, 03, зная, что, в случае чего, могут обратиться к универсальному спасателю.
Правда, старые номера пока упразднять никто не собирается. Как отметил Павел Ценер, ими активно пользуются люди старшего поколения, которые, может быть, и слышали о единой службе 112, но пока доверяют неоднократно проверенному.
Впрочем, 112 — это те же проверенные полиция, пожарные, скорая помощь, служба газа, только, если можно так сказать, в одном флаконе. Принцип работы единого номера вызова экстренных служб заключается в том, что диспетчер самостоятельно оценивает ситуацию, о которой сообщает позвонивший. Ведь если, скажем, случился пожар, то на место происшествия необходимо высылать не только пожарных, но и скорую помощь — для подстраховки, и полицию — чтобы оцепили территорию. Еще и помощь службы газа может потребоваться.
К слову, список федеральных служб и коммерческих организаций, «завязанных» на номере 112, будет со временем увеличиваться. Уже сейчас, например, диспетчер 112 может выслать по просьбе гражданина эвакуатор, который заберет с трассы сломанный автомобиль. Правда, в таком случае специалист заранее предупреждает, что подобную услугу гражданин должен будет оплатить, так как предоставляет ее частник.
Но, думается, оставшись без помощи на пустынной загородной дороге, человек будет рад и такому предложению. Лишь бы телефон поймал сеть. По словам Павла Ценера, сейчас федеральные дороги Тюменской области покрыты связью на 90 процентов.
***
фото: Пока система 112 находится на стадии развития, звонки принимаются как в главном управлении МЧС, так и в городской дежурно-диспетчерской службе (на фото — Сергей Батурин, оперативный дежурный ЕДДС. В дальнейшем планируется создание единой службы приема обращений.