Везучий «бомбер»
Продолжение. Начало в NN 22-23
«Петляковы вторые» собирали в Казани и Иркутске. До фронта летели по «компасу Кагановича» — вдоль железной дороги. Запасных аэродромов практически не было, метеорологическое обслуживание слабое. От линии фронта Пе-2 базировались не дальше 100 км. С 26 декабря 1941 года экипаж Пивнюк — Лебедев -Алексеев вступил в бой в районе Ржева. За участие в летних воздушных сражениях их наградили орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды — соответственно штатному расписанию экипажа.
В летных частях существовала строгая система награждений. Звание Героя Советского Союза присваивали летчикам фронтовой бомбардировочной авиации за 100 боевых вылетов. По этому поводу, не дожидаясь указа, командир 128-го БАП подполковник Михаил Воронков устраивал праздник. Вывешивали плакат: «Сталинскому соколу такому-то, совершившему 100 боевых вылетов, дважды орденоносцу — слава!!!»
Результаты воздушной работы бомберов скрупулезно учитывались в их летных книжках, боевых донесениях подразделений и в наградных листах:
«… Отлично зная свое дело стрелка-радиста, тов. Алексеев своевременно и точно отражал атаки истребителей противника, грамотно и правильно передавал сведения о противнике по радио при выполнении боевых заданий на разведку в интересах командования. Благодаря умелому применению огня всегда с честью выходил из самых сложных положений воздушной обстановки, так, например,..
— 12.1.42 г. при выполнении боевого задания на бомбардировку линии связи в районе Ржева в воздушном бою с истребителями противника сбил самолет Ме-109 (приказ 31 САД N 018 от 18.1.42 г.);
— 22.3.42 г. при выполнении боевого задания на четвертом вылете в район скопления войск и автомашин отступающего противника юго-восточнее 1 км дер. Торутино, район Оленино Калининской области, сбил самолет Хе-126;
— 31.3.42 г. при повторном вылете на бомбардировку поджег 15 автомашин в районе Завидово -Оленино и сбил один самолет Ме-115, который горящим упал на землю в районе дер. Жуково, 9 км севернее Оленино.
… Сбитие (так в тексте — авт.) 6 самолетов противника стрелком-радистом тов. Алексеевым подтверждается приказами 31 САД за 1942 г., приказами по полку, аттестационными листами, фотоснимками и наградами.»
На фронте ходил такой анекдот: «Почему Ли-2 такой толстый, Ил-2 горбатый, а «пешка» такая худая? Потому что транспортник Ли-2 продовольствие и имущество возит, штурмовик Ил-2 всю войну на себе выносит, а Пе-2 и разведчик, и истребитель, и бомбардировщик».
«…Горели мы здорово, — вспоминали ветераны-бомберы, — как свечи. Какая там живучесть. «Фоккер» попал — бах! И нет «пешки». Страшное дело.»
С 1943 года 128-й БАП первым во фронтовой бомбардировочной авиации применил бомбометание с пикирования на скорости 320 км в час под углом в 50 или 60 градусов.
В такие вылеты брали бомбы только на внешней подвеске — обычно 250-килограмовые ФАБ. Ввод в пикирование производился чаще с высот 3000, 2000 и 1500 м. Летчик ловил в прицел цель — сброс бомб и вывод в зависимости от высот пикирования: соответственно на 1800, 1000 и 700 м. Как правило, пикировали девяткой Пе-2. В день обычно делали три вылета. Боевой вылет — полтора-два часа. Над целью «пешки» находились очень незначительное время. После возвращения на свой аэродром экипажи уже свободны. Самолеты ставили на стоянку, с ними техники занимались.
Жили все очень дружно. Как такового разделения по званиям в экипажах не было, в воздухе обращались по именам. Было товарищество, где не считалось офицер ты или старшина. Питались в одной столовой. Вечером за ужином тем, кто летал на боевой вылет, в крышку от термоса отмеряли 100 граммов водки. Обычно экипаж скидывался одному — сегодня выпивает летчик, завтра — штурман, а потом стрелок-радист. После ужина музыка, песни. Бывший учитель из Бердюжья Алексеев аккомпанировал на гитаре, хорошо играл в шахматы, постоянно что-нибудь читал.
30 января 1943 года старшему лейтенанту Пивнюку присвоили звание Героя Советского Союза. Старшина Алексеев получил орден Красного Знамени, который был заветной мечтой каждого летчика, и орден Отечественной войны II степени.
Когда Пивнюка направили в Москву, в Высшую офицерскую авиационную школу, старшина Алексеев перешел в экипаж командира эскадрильи старшего лейтенанта Свиридова. Тому завидовали: станет Героем с лучшим стрелком-радистом, считавшимся в полку везучи м. Но на войне никто не гарантирует везучести.
ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ
В 1967 году на экраны страны вышел художественный фильм режиссера Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика» по одноименной повести Владимира Кунина о буднях фронтовой авиации в годы Великой Отечественной войны (он в 1944 году семнадцатилетним был зачислен в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров).
В одном из интервью писатель Кунин рассказал, что в «Хронике.» вывел собирательный образ экипажа из бомбардировочного полка, которым командовал Герой Советского Союза подполковник Воронков.
— Меня «зацепило», что в одном из экипажей этого полка воевал бывший учитель начальной школы откуда-то из Сибири. Я представил его летчиком Архипцевым (в фильме играл Геннадий Сайфулин). Оказалось, что реально учителем начальных классов работал до войны стрелок-радист Алексеев. У нас в Ташкентской авиационной школе висел плакат: «Стрелять, как старшина Алексеев». Он при появлении истребителей противника так лупил из пулемета Березина — пламя из ствола на метр. А скорострельным ШКАСом бил прицельно из верхнего люка с рук. На его счету было 7 сбитых немецких самолетов, не каждый летчик-истребитель мог похвастаться таким результатом. Но нам говорили, что Алексеев погиб вместе с экипажем в октябре 1943 года.
В октябре 1943 года 128-й БАП принимал участие в Гомельско-Речицкой наступательной операции. 6 октября 1943 года командующий Центральным фронтом генерал армии Константин Рокоссовский приказал нанести массированный удар бомбардировочными полками по железнодорожному узлу города Гомель, где скопилось до 14 эшелонов с войсками, боеприпасами и военной техникой. По данным воздушной и агентурной разведок, было известно, что Гомель прикрыт мощными средствами ПВО: в воздухе барражируют несколько групп истребителей, приведено в готовность до четырех дивизионов зенитной артиллерии. Здесь немцы впервые применили новые по тем временам очень совершенные станции орудийной наводки.
Когда вслед за девяткой командира 128-го БАП подполковника Воронкова в пикирование пошла эскадрилья старшего лейтенанта Свиридова, последовала серия из четырех разрывов зенитных снарядов крупного калибра — три по курсу, а четвертый разрыв над пилотской кабиной. Летчик и штурман старший лейтенант Михаил Павлов были серьезно ранены, но сбросили бомбы и вывели машину из атаки на цель в горизонтальный полет. Стрелок Алексеев отпугнул пулеметным огнем пристроившиеся к поврежденной «пешке» истребители противника. С трудом по прямой на одном моторе перетянули линию фронта. Но силы покидали раненых Свиридова и Павлова. «Пешка» становилась неуправляемой, заваливалась на крыло.
— Гриша, прыгай! — приказал командир экипажа.
— Вместе дотянем. Мы же везучие!..
Последовал удар страшной силы. При вынужденной посадке на краю деревни самолет врезался в деревенский дом и взорвался. Летчики штурман погибли, а стрелка-радиста выбросило силой взрыва из открытого люка на окружавшие это место деревья. И хотя густая крона смягчила падение, после длительного лечения в госпиталях Алексеев уже не вернулся в боевой строй.
Свиридову и Павлову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года посмертно присвоены звания Героя Советского Союза. Рассмотрение наградного листа на присвоение геройского звания Алексееву задержали. Потом этот документ вообще затерялся. То ли ждали результата госпитализации, а скорее посчитали: и так повезло, что живым остался. Даже ордена не дали. Кстати, в случае с капитаном Гастелло, члены его экипажа лейтенанты Анатолий Бурденюк, Григорий Скоробогатый и старший сержант Алексей Калинин только в 1958 году были посмертно награждены орденами Отечественной войны 1-й степени.
После окончания войны, когда стали оформлять победные наградные материалы, личный состав 128-го бомбардировочного авиационного Калининского Краснознаменного ордена Суворова полка 241-й бомбардировочной авиационной Речицкой ордена Кутузова дивизии 3-го бомбардировочного авиационного Бобруйско-Берлинского ордена Суворова корпуса потребовал направить на утверждение командующему 16-й воздушной армией генерал-полковнику авиации Сергею Руденко и главнокомандующему группой советских оккупационных войск в Германии маршалу Жукову новый наградной лист на Алексеева. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза был подписан 15 мая 1946 года, а Грамоту, Золотую Звезду и орден Ленина бывшему стрелку-радисту вручили в августе, когда Григорий Федотович уже готовился к началу нового учебного года.
Окончание следует.
***
фото: Григорий Алексеев с товарищами (слева в первом ряду);В минуты отдых с гитарой.