Ограду старого моста сохранят
Пока жители активно обсуждают новую схему движения автобусов по улице Первомайской, строители «Мостостроя-11» вовсю работают над долгожданным проектом — пробивкой улицы Запольной.
Мы поговорили с начальником участка Александром Телевичем о том, что представляет из себя проект и как он впишется в историческую часть города? Что станет со старым мостом на улице Первомайской, который является своего рода архитектурной достопримечательностью Тюмени?
Сверяясь со схемой строительства на стене прорабской, Александр Олегович рассказывает:
— Дорога от Запольной до Чернышевского будет проложена по логу. Основной фронт работ разворачивается сейчас здесь, на Первомайской. Старый мост -насыпной, под ним проходит труба. Эту насыпь мы разбираем и строим новый мост на буронабивных сваях. Необходимо 170 свай, из них на сегодня устроены 12…
Под этим новым мостом и пройдет дорога, соединяющая улицу Запольную с районом Дома Обороны. С улицы Первомайской в разных направлениях спустятся съезды. Сегодня старый мост огорожен, за забором видна техника, мостовики приступают к демонтажу строения.
… Краевед Александр Иваненко в своей книге «Новые прогулки по Тюмени» пишет, что этот мост на улице Первомайской известен издавна. Александр Стефанович считает, что впервые его возвели в 1885 году, когда появилась железнодорожная станция Тюмень.
Как выглядел этот предшественник — никто из краеведов не описывает. Известно лишь, что к началу XX века он заметно одряхлел, и проезжать по нему стало опасно. В 1915 году мост отремонтировали. Планировали построить здесь земляной мост то ли с деревянной, то ли с каменной трубой для пропуска воды. Однако соорудили его только около середины 30-х годов XX века — при советской власти. Потом его перестраивали еще раз, уже в конце сороковых. Есть предположение, что занимался этим инженер Георгий Черемных, участник Великой Отечественной войны, в мирное время много лет проработавший на заводе «Пластмасс».
— Элементы старого моста, в частности забор, будут сохранены. Мы используем их на новом мосту, чтобы сохранить архитектурный облик улицы Первомайской, — заверил Александр Телевич.
— Оцените уровень сложности проекта…
— Проект сложный. В основном потому, что вокруг очень много сетей. Газ, теплотрасса, связь, электричество, ливневая канализация. Все, какие только могут быть, — на небольшом участке. Сети будут переноситься, мы уже занимаемся этим. Земля мерзлая, копать тяжело, специально пригнали финскую машину для того, чтобы отогревать грунт.
Сложности связаны не только с большим количеством сетей. Как рассказывает Александр Олегович, особенность проекта в том, что речка Тюменка останется под дорогой, ее «спрячут» в железобетонный лоток, устроенный на сваях.
— Грунты вдоль речки мягкие, зыбкие. Настанет лето, и техника в них будет тонуть. Трудновато придется с этим.
— Какие подразделения «Мостостроя-11» заняты в строительстве?
— Работает «Мостоотряд-36» и строительное управление «Мостостроя-11». СУ устраивает сваи и монолитный лоток. А 36-й — готовит буронабивные сваи для основания моста. Тюменка пройдет, грубо говоря, под будущим мостом, огибая его среднюю опору (а всего их будет три). Поэтому сейчас для того, чтобы возвести опоры, нам нужно сделать прокол через существующую насыпь. Под ней пройдет металлическая труба диаметром 1000 мм, и речка в этой трубе потечет в обход средней опоры.
— Планируется ли снос деревьев при строительстве?
— Под снос пойдет порядка 1200 деревьев — вся зеленая полоса, что проходит по оврагу. В проекте предусмотрено компенсационное зеленое ограждение по обеим сторонам дороги.
— Каковы сроки исполнения проекта?
— Мост на Первомайской планируется сдать и запустить движение по нему в середине лета, а всю дорогу до Чернышевского — к концу 2015 года.
***
фото: Элементы старого моста на улице Первомайской;Вид на стройку со стороны улицы Камышинской.