X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Иногда и кризис как лекарство

В условиях неизбежного подорожания лекарств в нашем городе остались аптечные оазисы, где цены — на прежнем уровне.

Еще до введения экономических санкций, падения курса рубля и резкого разворота от импортных поставщиков к российским, тюменскую аптеку «Реагент», которая специализируется на производстве лекарственных желатиновых пленок, можно было приводить в качестве классического примера местных товаропроизводителей. Все, начиная с «нулевой стадии», — от концепции лекарственной формы до технологии ее производства, получения патентов, воплощения их в жизнь и реализации продукции — здесь делается на месте. Это тюменское ноу-хау можно было бы отнести к разряду нанотехнологий и гордиться тем, что такие разработки у нас вообще существуют.

Но путь пророка в своем отечестве обычно не усыпан розами. Поэтому за последние несколько лет эта тюменская аптека вынуждена была пройти несколько судебных инстанций, дойти до высшего арбитражного суда, чтобы доказать свое право на существование. Но даже принятые в их пользу положительные решения не оградили ее от непрекращающихся проверок.

В постоянных боях за существование аптека проводит уже восьмой год. А ведь начало этой технологии было почти триумфальным. В начале 70-х годов доцент Тюменской медакадемии Елена Фурина получила задание создать лекарственную форму, которая помогала бы больным с ожогом пищевода. На своем пути в организме такая условная таблетка должна терять минимум лекарственных средств. Так родилась идея использовать желатин, усиленный различными лекарственными компонентами.

В тогдашней фармации это можно было назвать прорывом, ломающим стереотипы. Таким, как в свое время пенициллин, открытый английским доктором Флемингом. Чтобы в то время довести эту лекарственную форму до совершенства, разработчикам приходилось одновременно быть и фармацевтами, и конструкторами специального оборудования.

Дело пошло быстрее только после того, как тюменских ученых взяла под опеку Российская академия наук. Там заинтересовались препаратом, который за счет максимального местного действия быстро снимает многие воспалительные процессы не только на поверхностях, но даже в глубоких тканях.

В Тюменской медакадемии о действии желатиновых пленок читали спецкурсы, аспиранты защищали диссертации. Новую лекарственную форму прописывали своим пациентам педиатры, урологи, гинекологи, отоларингологи, стоматологи. За пленками приезжали из других городов. Но в годы широкомасштабного наступления дорогих импортных лекарственных форм «бюджетный» местный вариант посчитали солдатом, шагающим не в ногу. И запретили его реализацию через аптечную сеть.

А в 2010 году вышел новый закон об обороте лекарственных средств, который фактически поставил подножку всем производственным отделам аптек. И в этом случае дешевые формы оказались лишними, что-то нарушающими. Осталось только найти — что. В случае с «Реагентом» это оказалось. налоговое законодательство. Желатиновые пленки заперли в стенах одной аптеки. Мотив был спорный. Продажу даже одной упаковки для производителя назвали оптовой.

Галя Безбородова

Но, как ни странно, «Реагент» от всех этих запретов не умер, а стал сильнее. Производственному отделу аптеки удалось расширить ассортимент выпускаемой продукции. При этом находясь в строгих регламентных рамках, которые для нее установили.

В прошлом году здесь вышли на производство таких экстемпоральных (то есть собственного изготовления) лекарственных форм, как порошки, мази и растворы, не требующие стерилизации. Фактически аптека приняла на себя тот удар, который был нанесен аптечной сети после массового закрытия производственных отделов. Время явно продемонстрировало, что надеяться только на поставки из-за границы нельзя по причине их непостоянства и дороговизны. В кризисные времена всегда возвращаются к истокам, вспоминают забытое, начинают без высокомерия относиться к местным производителям.

Хотя кризис все-таки ударил и по этому производству. Лекарственные формы, для изготовления которых использовались импортные препараты, все-таки подросли в цене. Хотя даже и в этом случае, если сравнить их с похожими препаратами импортного производства, у тюменских стоимость — почти в два раза ниже. Например, в «Реагенте» производят желатиновые пленки «Эстриол», которые являются аналогами «Овестина». Действующее вещество в них одинаковое, а цена наших — более низкая.

В «Реагенте» могли бы еще расширить ассортимент продукции, но не позволяют ограничения, установленные законом об обороте лекарственных средств. Аптеки не имеют права производить уже зарегистрированные в России лекарственные формы. Казалось бы, это должно было защитить производителя, но закон вышел боком. Например, на одном из предприятий Алтайского края решили зарегистрировать производство фурацилина и хлор-гексидина. В результате теперь эти растворы не имеет права производить больше ни одна аптека в России. И больницы вынуждены закупать их дороже, чем могли бы сделать сами, да еще и переплачивать за транспортировку.

В «Реагенте» болеют не только за свою судьбу, но и за судьбу всей производственной отрасли. Столько в ней за время безраздельного господства импортных лекарств скопилось противоречий и несправедливости. Но, может быть, именно кризис позволит взглянуть на всю эту ситуацию не с точки зрения выгоды заграничных производителей, а с точки зрения пользы для потребителей.

Кстати, в «Реагенте» недавно открыли и свой сайт apteka-reagent.ru, где есть не только вся информация о том, что они производят, но и возможность прямой связи. В отличие от импортного производителя, до которого тюменцам не добраться, здесь можно задать любой вопрос и получить на него ответ.

***
фото: Образцы желатиновых пленок в аптеке «Реагент»;Фасовщица Галина Лихачева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта