Потрясающий Каневский
Об актере театра и кино, однажды повлиявшем на мою жизнь
… И мальчишку-начинающего репортера осенило: построить интервью с телевизионным майором МУРа как… допрос! По возможности, шутливый. Я — спрашиваю, он — дает показания.
Но Леонид Семенович не тянул на Штепселя, а я — на Тарапуньку, знаменитый эстрадный дуэт того времени (к нему еще вернемся).
А общались мы в… автобусе! По пути из одного челябинского кинотеатра в другой, где проходили в течение дня творческие встречи актера Каневского со зрителями. В багаже у него, естественно, была «нарезка» с короткими эпизодами из фильмов, где первым хитом шла «Бриллиантовая рука».
Удивительно цельный во всем своем облике, кряжистый, плотный, сильный майор Томин (так звали героя Каневского в телесериале «Следствие ведут знатоки») со смехом вспоминал, как поначалу в кино ему предлагали только роли «плохих парней», начиная с вороватого завмага в селе — то был его первый фильм «Сорок минут до рассвета» 1963 года. Маленькая роль в изумительно веселой «Бриллиантовой руке» приблизила его к славе. Забавный контрабандист с обнаженным, густо заросшим торсом и его напарник колдовали н ад рукой «руссо туристо» в облике народного любимца Юрия Никулина и прятали под гипсом те самые драгоценные цацки. Да еще и изъяснялись на немыслимом наречии, которое придумали сами и назвали «непереводимой игрой слов». Как сказал мне Леонид Семенович, в Баку, где снимался фильм, не нашлось бы ни единого переводчика этого лаконичного текста. Важнее были мимика, игра лиц и тел.
Близилось время Томина — и оно наступило. Вот когда Каневского узнала вся страна. Чуточку позже, чем его старшего брата — писателя-сатирика. О нем младший сказал немного, но весело, вспомнив шутку Александра Семеновича на его творческой встрече. «Что надо, чтобы стать сатириком?» — «Окончить Киевский автодорожный институт».
А родились тот и другой в столице Украины, причем Леонид незадолго до Великой Отечественной — в 1939-м.
… Сегодня жалею, что ничего не спросил тогда о его военном детстве. Просто не подумал об этом. Даже не уточнил год рождения. Что взять со студента-практиканта областной газеты «Челябинский рабочий», кроме тощего блокнота и временного удостоверения?
Тогда же, на подъезде к кинотеатру (я поневоле спешил со своими вопросами), актер, посмеиваясь, рассказывал, как «из жуликов попал в милиционеры». Это было начало 70-х, и уже вскоре Каневскому предстояло сыграть в новом фильме «Потрясающий Берендеев». Где его повысили в звании и должности — до начальника милиции.
Интервью получилось, а моя наставница, завотделом «Челябинского рабочего» Лия Вайнштейн, еще и придумала оригинальный заголовок — «Под следствием. майор Томин». Публикацию признали одной из лучших на неделе; в каждую свободную минутку я под любым предлогом поднимался к доске с газетными вырезками и наслаждался триумфом; позже материал был отмечен на конкурсе в родном Уральском университете.
А еще эта маленькая победа (это я понял намного позже) дала мне уверенность в своих силах.
Судьба свела нас еще раз в 80-е годы, уже в Тюмени, куда Каневский прилетал с аналогичной целью. Его знали, на его импровизированные веселые концерты собирался народ.
… В начале «лихих» 90-х он уехал в Израиль, чтобы вместе с режиссером Евгением Арье создать новый театр под названием «Гешер» («Мост»). Наверное, то был вынужденный, обусловленный трудным временем, исход: в «Гешере» играли артисты московских и ленинградских театров.
Но Каневский должен был вернуться! Что и произошло. Увидел его на экране телевизора в новой роли — телеведущего. И не случайно этот новый, сугубо документальный сериал на НТВ назвали в честь того давнего — «Следствие вели…» В свои 75 лет Леонид Семенович по-прежнему трудится. Хотя юмора в его сегодняшних монологах меньше всего. Самые громкие преступления советского времени, поиски маньяков и «воров в законе» — это вам не «Бриллиантовая рука» с уморительными контрабандистами.
Сейчас ищу в Интернете российский сериал «Семин» 2009 года — заслуженный артист РСФСР Каневский сыграл и в нем. И любопытно узнать, на какую сторону условной баррикады пригласил его режиссер: к хорошим ребятам или к плохим?
… Да, но я должен вернуться к упомянутым выше Тарапуньке и Штепселю. Они тут причем, спросите вы. Дело в том, что молоденький корреспондент, страдающий из-за пресловутого дефицита времени и тряски на тогдашних дорогах Челябинска, просто не осмелился спросить о личной жизни актера. А если бы спросил, то интервью стало бы чуточку длиннее и интереснее. Ведь избранницей Леонида, любимой женой, стала. дочь украинского артиста Ефима Березина (он же Штепсель) — Анна.
К этому стоит добавить, что многие юмористические сценки для легендарного дуэта, без которого не обходились многие «Голубые огоньки», были написаны. Александром Каневским. Такие вот семейно-личные и творческие хорошие связи.
Что ж, Леонид Семенович, мир тесен, может, еще и свидимся. Рад за вас. А больше всего понравилась короткая запись в вашем досье в Википедии: «Карьера: 1961 — по сей день».
***
фото: Леонид Каневский.