X

  • 01 Октябрь
  • 2024 года
  • № 106
  • 5605

Куда летишь ты, сердце-мотылек?

«Две женщины», Россия, Франция, Латвия, Великобритания, 2014. По мотивам пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Режиссер Вера Глаголева. В ролях: Анна Астраханцева, Рэйф Файнс, Александр Балуев, Анна Леванова, Никита Волков, Сильви Тестю, Лариса Малеванная и др.

… По такому кино мы соскучились. Неторопливому, заманивающему, словно в дивный лес, в мир возвышенных и глубоких чувств, благородных людей, хорошего, настоящего русского языка, на котором говорят герои. Редкость по нынешним временам.

А ведь повезло Ивану Сергеевичу Тургеневу! В отличие от другого Ивана — Бунина, не пришлось ему писать «Окаянных дневников» братоубийственной войны. «Месяц в деревне» — это 40-е годы XIX столетия. Жаркое лето в помещичьей просторной усадьбе; малиновое варенье и змей, запускаемый в небо; вечерний чай на воздухе и ворованный поцелуй в оранжерее, посреди редких растений и под раскаты грома. Не скоро крестьяне возьмут вилы да топоры и пойдут громить усадьбы. Еще даже крепостное право не отменено.

Аркадий Ислаев, владелец поместья (актер Александр Балуев), — барин добрый, образованный, с тягой ко всему новому. То — перестроить, это — усовершенствовать. Крестьян своих журит по-отечески: мол, смышленые, да тугодумы, вроде слушают, а слышат свое. Нет, не домосед г-н Ислаев, а потому и жену проглядел. Точнее, не разглядел вовремя разительных в ней перемен.

Наталья Петровна, его супруга (актриса Анна Астраханцева), — из тех женщин, над которыми время не властно. Годы идут, а она ослепительно хороша по-прежнему. Разве что тревожит мотылек-сердце: и вроде бы хорошо на цветочном кустике, а надо куда-то лететь. К новой, сильной любви. Природа — она ведь не терпит пустоты.

А тут, как на грех, появился в доме взятый на лето молоденький учитель русского языка Алексей Беляев (дебютант в кино Никита Волков). Двадцать лет, и беден, как церковная мышь, — в одном сюртуке. Но меньше всего волнует рыжеволосую и синеглазую барыню толщина его кошелька. Аура молодости, обаяние и любовная неискушенность гостя взволновали ее и, страшно сказать, прельстили. И, похоже, она, верная мужу, находится сейчас в смятении чувств.

Рядом же находится не возлюбленный, а влюбленный — раб ее красоты Михаил Ракитин, тоже помещик, друг Аркадия с детских лет. Ракитин (английский актер Рэйф Файнс), который гостит у Ислаевых, тонко подмечает малейшие нюансы в поведении своей дамы сердца. Он первый узнает ее тайну.

Но вы, внимательный читатель, тут непременно скажете: «А где же вторая женщина, упомянутая в названии фильма?» Это Верочка (дебютантка Анна Леванова) — юная воспитанница Натальи Петровны, круглая сирота. Бедна — и ждет ее суровая участь быть выданной замуж за седоволосого соседа Ислаевых, имеющего сколько-то душ крепостных. Верочка, однако, влюбляется в Беляева — и нате, получите любовный четырехугольник! Где все так сплетено, связано, туманно и непредсказуемо — и не имеет, по-видимому, счастливого продолжения, соединения тех половинок, что разбросаны по свету.

Накину вуаль на то, что последует (хотя знатоки Тургенева не нуждаются в моих фигурах умолчания — уж они-то точно посмотрели фильм в числе первых). Лишь признаюсь: сам не ожидал, что картина Веры Глаголевой (которую помню прекрасной актрисой советского времени) так меня увлечет.

Не пора ли добавить лирики?.. В этот фильм входишь, как в теплую летнюю реку. И погружаешься, будто в плен воды, в экранную стихию мыслей и чувств. И вдруг обнаруживаешь, что у каждого из главных героев — своя драма. Но драма оптимистическая. Любовь может быть несчастьем, даже стихийным бедствием. Но напрасной, бесплодной, ненужной — никогда.

И кадры, где Верочка смотрит вдаль уходящему по проселочной дороге Алексею и не скрывает слез, — это рождение новой надежды и обещание судьбы на новую встречу. Вдруг бог увидит с небес и все изменит к твоему нечаянному счастью?

… А природа тут, и правда, изумительно хороша — в окрестностях подлинной, исторической усадьбы под Смоленском, принадлежавшей когда-то русскому композитору Михаилу Глинке. Правда, такой оранжереи тогда не было, ее возвели специально для фильма, и собрали много редких цветов. В одной из первых сцен Ракитин, приехав в имение Ислаевых, привозит сюда свой зеленый дар. Можно прочитать это засекреченным знаком-символом: новый цветок — новое чувство. Это мое предположение окрепло ближе к финалу, когда немолодой садовник наводил порядок в оранжерее, пострадавшей после мощной грозы, — те нежные цветы были брошены на пол.

Или ваш обозреватель излишне фантазирует?

Фильм по Тургеневу, чьи книги неотделимы от русской природы, и должен был быть визуально-изысканным — что, на мой взгляд, получилось. Камера оператора-постановщика Гинтса Берзиньша так непритворно любуется этим уголком русского леса, что поневоле закрадывается сомнение: уж не в девятнадцатом ли веке снимали? Шучу, однако.

Не забыть сказать о музыке, написанной к фильму композитором Сергеем Баневичем. Она тоже запоминающаяся и неотъемлемая часть фильма.

Вера Глаголева поступила мудро, выбрав на главную роль актрису, не слишком знакомую зрителю, но очень интересную не только внешне, — уроженку Саратова Анну Астраханцеву. Она довольно много снималась в сериалах. Но «первая скрипка» в таком сложном международном проекте, игра вместе с мировой знаменитостью Рэйфом Файнсом — это событие, которого Анна долго ждала. И не разочаровала. К ее героине Наталье Петровне сходятся все нити этой драматической истории, она — центр мироздания и для безнадежно влюбленного Ракитина, и для прозревшего вдруг супруга, и для робкого и только вступающего в мир любви учителя Беляева. И для Верочки, которой она — мать, старшая сестра и. соперница — все вместе, и ничто нельзя отделить от другого.

Что касается мистера Файнса (который, помнится, уже отдал должное русской классике, сыграв Онегина в одноименном англо-американском фильме 1998 года), то, пишут на сайте Кинопоиск.ру, он очень хотел говорить в фильме на языке Тургенева. А потому шесть раз в неделю занимался с репетитором по русскому языку. Достойно большого уважения.

Нам бы так любить классику отечественной литературы!

***
фото: Анна Астраханцева в роли Натальи Петровны.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта