О пользе чтения на уроках
Читать я научился только в школе. Раньше была война.
А научившись, отыгрался за прежнюю неграмотность. Со второго класса и, как помнится, до восьмого читал на всех устных уроках. А если удавалось, то и на письменных тоже. Был записан во всех четырех библиотеках нашего райцентра: школьной, районной, Дома культуры и даже… в библиотеке райкома партии. Как это получилось, я уже не помню, но сокровищница знаний там была роскошная. Хранились все толстые журналы прежних лет, в том числе «Красная новь», кстати, даже неразрезанные, то есть не бывшие даже в употреблении. До сих пор не понимаю, с какой целью партийная рассылка отправляла в деревенский райком гигантские тома-отчеты о путешествиях Пржевальского, Семенова-Тяншанского и Козлова по Центральной Азии и Тибету, русского путешественника по фамилии Юнкер, исследователя Африки…
Для поглощения этой печатной массы требовалось время. Само собой, читал за едой и в постели, прячась с фонариком под одеялом. А поскольку шесть школьных уроков казались пустой тратой времени, пришлось пускаться на разные хитрости. Например, специально выбирал парту, в столешнице которой была достаточно широкая щель, и держал под нею книжку. Или, прикидываясь аккуратистом, застилал парту газетой, в которой заблаговременно вырезал своеобразную амбразуру и подкладывал под нее книгу. Прочитав четную и нечетную страницы, осторожно опускал книгу под парту, переворачивал страницу, и процесс поглощения продолжался.
Будучи однажды пойман учителем, был отправлен — видимо, для выволочки — к директору школы. В ответ на увещевания, что я чего-то там не усваиваю, поскольку перегружаю память, я возразил, что при таком чтении запоминаю книжку наизусть. Директор раскрыл предмет преступления (это были «Дети капитана Гранта») и прочел несколько строк из той главы, где речь идет о странствиях путешественников на западном побережье Австралии и о встрече с аборигенами.
Хотите верьте — хотите нет: я тут же продолжил: « — Бумеранг? Австралийский бумеранг, — воскликнул Паганель.» Ну и дальше по тексту.
Сейчас я хорошо себе представляю весь сюжет этой великолепной книжки, но наизусть могу повторить только эти запомнившиеся на всю жизнь строки.
***
фото: