X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Тринадцатый

Окончание. Начало в NN 11-13.

А теперь мы должны вернуться к началу нашей истории, которая на самом деле является рассказом только об одном человеке -об одном из героев земли Тюменской Николае Сирине.

Его жизнь была очень короткой. Когда Николай Сирин погиб в ночной схватке на станции Красновка, ему было всего двадцать лет. И если говорить серьезно, что сейчас, через три четверти века после тех событий, есть всего три места на земле, где сохраняется память о нем.

Село Бердюгино Ялуторовского района.

Город Ханты-Мансийск, где есть улица его имени.

Хутор Красновка Ростовской области.

Не так мало, если, иметь в виду скоротечность человеческой жизни и непрочность человеческой памяти. Как говорил школьный учитель из фильма «Доживем до понедельника», от большинства людей вообще остается только тире между двумя датами — датой рождения и датой кончины.

Но время и само по себе неумолимо. Стирает память, уносит в прошлое хранителей этой памяти. А сильнее всего, как это ни удивительно, оказывается хрупкая бумага. Те слабые и плохо сохраняющиеся листочки разного размера и цвета, которые обнаруживаются в архивах и музеях.

Мы шли от листка к листку. Сопоставляли факты. Пытались даже прочесть то, о чем нигде не сказано.

Это не преувеличение. В одной из добытых нами справок написано, что в 1931 году сирота Николай Сирин вместе с семьей дяди переезжает в деревню Кеушки Ханты-Мансийского округа, где дядя работал на рыбопромысле.

«Ага! Знаем мы эти переезды! 1930-1931 годы, массовая высылка крестьян из деревень сибирского и уральского юга на Тобольский, как он тогда назывался, Север.» Однако среди двадцати тысяч дел раскулаченных и сосланных крестьянских семей, что хранятся в специальном архиве Тюменского УМВД, нет Сириных из Ялуторовского района. Сирины есть, четверо, но все они из Камышлова.

Оказывается, иногда частный случай оказывается чуть-чуть милосерднее самой истории.

… У крестьянина Ивана Сирина всего-то богатства было — дети. По одним свидетельствам — пятеро. По другим — восемь. Николай — седьмой, предпоследний. Правда, глава семьи умер в 1929 году, оставив Прасковью Тимофеевну с кучей сирот. И Николая взял в свою семью брат отца -Андрей Иванович Сирин. Он, действительно, в 1931 году выехал в Кеушки Микояновского (теперь -Октябрьского) района, на рыбопромысел. Как утверждает «краткая биография» героя, выставленная на сайте Ханты-Мансийского музея Природы и Человека, Андрей Иванович «завербовался рыбаком» (был в советское время такой способ перемещения рабочей силы — вербовка). А в 1934 году вся семья его переехала в Остяко-Вогульск (это прежнее название Ханты-Мансийска), в купленную избушку по улице Молотова.

«С Андреем Ивановичем приехал и его племянник Н.И. Сирин, — говорится далее в этом тексте. -Учился в Кеушкинской школе. Окончил 4 класса, дальше учить его Андрею Ивановичу не пришлось. Семья 8 человек.»

Школьный музей боевой и трудовой славы в селе Бердюгино не собирается расставаться со своим знаменитым земляком в самом раннем детстве. Нина Ивановна Рубба, руководитель этого музея, настаивала, что все детство Николая прошло в родном селе, лишь в 1938 году он уехал к дяде в Ханты-Мансийск. «В Бердюгино была только начальная школа, у семьи не было возможности обучать своих детей в Ялуторовске. Поэтому все Сирины имеют только четырехклассное образование. Жили очень бедно, на старших были валенки, а у остальных опорки. Для Коли, младшего, порой и опорок не хватало. Обмотав тряпками ноги, он выскакивал на улицу, катался по ледяной горке, а затем скорей на печь. Рос бойким, шумливым, но был очень добрым, мог отдать последнее.»

Наконец, оба сюжета, ханты-мансийского музея и бердюгинских «красных следопытов», сливаются, как реки, и почти слово в слово рассказывают о том, что 1516-летний парнишка работал в пекарне Самаровского рыбкоопа, а затем и в городской пекарне.

Дальше была война, фронт. По сведениям школьного музея, Николай был дважды ранен, возвращался в часть, написав брату: «жив, здоров, снова воюю». А потом случилось то, что вы уже знаете из рассказа о 16 января 1943 года.

1 февраля 1943 года в д. Бердюгино Ялуторовского района Омской области Сириной Анне Ивановне пришло письмо с обратным адресом — 11-я полевая почта, часть 300: «Извещение N 297. Ваш брат гвардии сержант (так в тексте — Авт.) Сирин Николай Иванович в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 16 января 1943 года. Командир части гв. подполковник Тишаков».

Николай Сирин родился 9 мая 1922 года. Возвратился бы с войны и праздновал бы день Победы вместе со своим днем рождения.

От автора. Много лет занимаясь прошлым, я не перестаю сожалеть о той стремительности, с которой стирается след человека. Всякий раз, берясь за перо, журналист пытается словно навести мост между прошлым и настоящим, в глубине души надеясь, что вычерченная на листе блокнота хрупкая конструкция позволит соединить если не пространство, то хотя бы время.

***
фото: Николай Сирин (в центре) с боевыми товарищами;Бравый бригадир ханты-мансийской пекарни;Памятник тринадцати гвардейцам на бывшей станции Красновка.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта