Спасатели не выбрасывают старое снаряжение
— Bac-mo они точно выдержат, — говорит пресс-секретарь Тюменской областной службы экстренного реагирования Евгений Булкин, помогая мне устоять на двух надутых пневматических резиновых подушках, грузоподъемность которых, на минуточку, 24 и 30 тонн. Так что меня они, и правда, выдержали.
В течение 15 лет, что существует ТОСЭР, пневмоподушки становились прочнее, удобнее в использовании, увеличивалась их грузоподъемность. Теперь они облегчают и, что самое главное, делают эффективнее работу спасателей при разборе завалов после обрушения зданий, на месте железнодорожных аварий и ДТП, когда надо приподнять опрокинувшийся вагон или грузовик. Последний раз тюменские тосэровцы использовали это оборудование, вытаскивая наполовину провалившийся под лед автомобиль — каким-то хитрым способом протолкнули подушку между кузовом и льдом, накачали ее сжатым воздухом из баллона и подцепили машину тросами.
Есть у этой чудо-подушки и другое применение: она может играть роль заплатки. Ее прикладывают к пробоине, скажем, в цистерне, приматывают специальными ремнями и тоже надувают.
— Раньше приходилось затыкать такие пробоины чуть ли не паклей, — рассказывает начальник тюменского поисково-спасательного отряда, спасатель международного класса Юрий Палицын. — Прямо на коленке подгоняли по размеру деревянные пробки-заготовки. Закрепляли такие заплатки офицерскими ремнями. Снимали с себя, соединяли друг с другом и обматывали вокруг цистерны…
С тех пор немало воды утекло. Или, наоборот, прибыло? Наверное, так будет правильнее сказать: за последние годы арсенал тюменских спасателей ощутимо пополнился самым новейшим оборудованием. От гидравлических инструментов, способных перекусить или распилить толстенные куски металла, до высококлассного водолазного снаряжения. Впрочем, старые гидрокостюмы спасатели тоже не забывают — как говорится, старыми друзьями не раскидываются.
— Мы храним все снаряжение прошлых лет, скоро уже музей надо открывать — думаем над этим, — говорит Евгений Булкин.
А пока экспонаты не убрали под стекло музейной экспозиции, ими все еще пользуются. Тренировки ради — чтобы не потерять сноровку — спасатели устраивают учебные погружения в воду в уже вышедшем из моды, но все еще надежном гидрокостюме, общий вес которого составляет примерно. 100 килограммов.
— Но даже не это самое примечательное, — говорит водолаз, спасатель международного класса Павел Ступник. — Обратите внимание на ласты старого образца и представьте, как их трудно было надевать на морозе, когда руки мерзнут и пальцы не слушаются.
Затягиваются эти ласты на ноге по принципу корсета. С той только разницей, что водолаз — это не дама в будуаре, которая может позволить себе не спеша собраться на бал, — ему снаряжаться надо быстро.
С учетом этого, при разработке современного подводного снаряжения в комплект включили жилет, который подкачивается воздухом. По словам Ступника, он нужен для того, чтобы не приходилось долго возиться с поясом-грузом, подбирая его по весу водолаза. Можно надеть потяжелее, а надутый жилет облегчит нагрузку, если это потребуется.
… — Может, байка, а может, и нет, но считается, что лучшие качальщики воздуха — это женщины, — продолжает Павел Ступник, показывая на громоздкую воздушную помпу 1967 года выпуска, которая призвана через специальный дыхательный шланг подавать воздух водолазу.
У нее есть электродвигатель, но, как правило, пользовались им редко (пойди еще найди источник питания в тех местах, где приходилось и приходится работать спасателям), поэтому качали воздух чаще всего вручную, раскручивая два больших колеса по бокам помпы. И в этом деле главным было не сбиться с темпа, не остановиться.
— А женщины же, они терпеливые, и, опять же, материнский инстинкт у них развит, так что подводой человека они точно не оставят без воздуха, — говорит Ступник.
Не знаю, придумал он или нет — про женщин-то, но дыхательный шланг, уходящий под воду, всегда напоминал мне пуповину. Есть в этом что-то символическое.
. Однако не только на глубину приходится погружаться спасателям. Постоянно под рукой у них и альпинистское снаряжение. Высоких гор, с которых бы пришлось снимать туристов, на юге Тюменской области, за который отвечают наши спасатели, нет. Но, во-первых, тюменские тосэровцы часто выезжают на подмогу товарищам в соседние регионы, на тот же Урал. Во-вторых, альпинистское снаряжение находит применение и в городе. Например, для помощи человеку, выпавшему из окна на подъездный козырек и оставшемуся в живых. Чтобы не нанести ему еще большего вреда, пострадавшего фиксируют на специальных носилках и аккуратно — на тросах — опускают на землю. Таким же образом поднимают тех, кто провалился в погреб и не смог выбраться самостоятельно.
— Было, и с дерева снимали молодого человека, — вспомнил Юрий Палицын. — Сначала нам позвонила бабушка и попросила снять с дерева кошку. Такие вызовы к нам поступают регулярно, и мы уже устали объяснять, что кошек мы не снимаем, они и сами слезут рано или поздно или, наоборот, если снимешь — залезут обратно. В общем, это большая трата сил и рабочего времени, сказали мы бабушке.
А через некоторое время она перезвонила и торжественно объявила: мол, не хотели спасать кошку, спасайте теперь человека! Оказалось, среди прохожих нашелся смельчак: он полез-таки на дерево за «несчастным» животным, которое, фыркнув на своего спасителя, само ловко спустилось вниз, а человек остался балансировать на уровне четвертого этажа.
Курьезных случаев в памяти спасателей за 15 лет накопилось немало. Однако больше все же тех, о которых просто так, праздно, не расскажешь.
За пятнадцать лет деятельности службы спасатели более 29 тысяч раз выезжали на аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Оказали помощь 28970 жителям города и области. Спасли 3741 человека. 1608 раз выезжали на ликвидацию последствий ДТП. Выполнили 92 работы по сбору ртути и демеркуризации; 689 водолазных работ; 269 раз выходили на поисково-спасательные работы в природной среде.
***
фото: Универсальные гидрокостюмы — новый (слева) и старый;Евгений Булкин на моем примере демонстрирует грузоподъемность пневматических подушек.