Тринадцатый
Продолжение. Начало в N 11.
НАША ЦЕЛЬ — МИЛЛЕРОВО
Может быть, читатель уже обратил внимание, как меняется масштаб повествования в этом очерке? Сначала — общая картина Отечественной войны, на которой полыхающими язычками отмечены выбранные нами эпизоды: Подмосковье, Харьков, разъезд под Харьковом, торговый порт в Николаеве, станция Красновка в Ростовской области…
Потом мы как будто вращаем объектив, укрупняя картинку, и вот уже в кадре один регион. Крупный, мощный, но — один. Это Сталинградская битва. Беглый взгляд на ее сражения с птичьего полета.
Следующий поворот оптики -наш взгляд смещается от Сталинграда на юго-запад, вдоль нынешней автомобильной трассы М-4 «Дон», в Ростовскую область, где проходила в декабре 1942 года операция «Малый Сатурн», которая, по сути, похоронила все надежды вермахта и группировки фельдмаршала Манштейна, в частности, деблокировать окруженные в сталинградском котле дивизии.
И еще одно движение нашей воображаемой подзорной трубы, в фокусе — город Миллерово Ростовской области. Здесь сосредоточено большое количество живой силы и техники противника, танкоремонтные мастерские, склады вооружения, горючего, продовольствия. Именно сюда со стороны Каменска и Ворошиловграда (это — нынешний Луганск) непрерывно поступают пополнения всех родов войск. Здесь же находится аэродром, откуда снабжается продовольствием и боеприпасами армия генерал-полковника Паулюса, запертая в сталинградском кольце. Как утверждают местные историки и краеведы, «на 25 декабря в Миллерово располагались почти 12 тысяч немецких солдат и офицеров, город был превращен в крепость. Вокруг сооружено несколько оборонительных полос с опорными пунктами, заграждения из колючей проволоки, противотанковые рвы и минные поля». Самое главное, что с запада фашистские войска имели неограниченный и беспрепятственный доступ в этот город по железной и по шоссейной дороге.
Прошу обратить внимание на одну деталь, важную для нашей истории — «по железной дороге».
ВОЙНА БЕЗ ПОДРОБНОСТЕЙ
Началась Миллерово-Ворошиловградская наступательная операция. 1 января 1943 года немецкий гарнизон в Миллерово оказался в полукольце. Связь с группой армий «Дон», которой командовал все тот же счастливчик генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн (считавшийся лучшим стратегом третьего рейха, он благополучно довоюет до конца войны и успеет написать мемуары «Утраченные победы»), все еще сохранялась. Поэтому на выручку завязшим в Миллерово частям по шоссе и рельсам, соединявшими эту территорию с восточными областями Украины, были брошены немецкие войска из Ворошиловграда.
В центре наступления на Миллерово продвигалась с боями 1-я гвардейская армия, в которую и входила «наша» 44-я гвардейская стрелковая дивизия. Вот с января, чтобы лишить мощный пункт немецкой обороны поддержки, 44-я и пыталась перерезать юго-восточную железную дорогу. А решал и решил эту задачу 130-й стрелковый полк.
От Совинформбюро: «17 января наши войска после упорного боя овладели городом и крупным железнодорожным узлом Миллерово. В районе Северского Донца наши войска захватили несколько десятков населенных пунктов, в том числе крупные населенные пункты — Красновка, Исаевка, Верхне-Митякинский, Астахов.. , железнодорожные станции — Погореловка, Красновка.» Та самая железнодорожная станция Красновка, в 73-х километрах от Миллерово, через которую проходила, можно сказать, дорога жизни для немецкого гарнизона в Миллерово и хоть какие-то надежды для тех, кто еще метался в сталинградском, туго стянутом кольце.
Как видим, сводка Совинформбюро скупа. Никаких подробностей. Что с того, что брать важную для успеха все операции Красновку выпало 1 батальону 130-го полка? В сводку такие «мелочи» никогда не попадали. Взяли и взяли. А что касается подробностей, то, как пелось несколькими десятилетиями позднее, «все это будет потом, когда мы отсюда уйдем.» Однако Красновке, можно сказать, в этом смысле, повезло. Почти через четверть века, 20 июля 1966 года, маршал Андрей Еременко, который баллотировался в депутаты Верховного Совета СССР от Ростовской области, опубликовал в газете «Правда» статью, посвященную событиям под Миллерово.
«… 20 января 1943 года Южный фронт (только что переименованный из Сталинградского. — Авт.) подошел своим крылом к Батайску. Нужно было знать обстановку у нашего правого соседа — Юго-Западного фронта, где шли упорные бои. Позвонив генералу В.И. Кузнецову, командующему 1-й гвардейской армией, я спросил, как идут дела? Он рассказал об обстановке, а в заключение поведал о событиях на участке 44-й гвардейской стрелковой дивизии. Там в районе станции Красновка гитлеровцы прибегли к необычному способу укрепления обороны. Они насыпали высокий вал из утрамбованного снега, перемешанного с соломой, и облили его водой. По крутым скатам этого сооружения пройти, казалось бы, невозможно, но воины одной из рот штурмовали вал и, преодолев его, закрепились в домах поселка.
«Диву даешься, — сказал генерал В.И. Кузнецов, — сколько самоотверженности, геройства и смекалки у нашего солдата.»
«… Теперь, спустя много лет, -продолжает Андрей Иванович Еременко, — мы стояли у могилы тех солдат, которые преодолели ледяной вал. Оказалось, что все они пали смертью храбрых и все были удостоены звания Героя Советского Союза. На станции Красновка в школьном здании нынче открыт скромный музей в память воинов одной роты, и мне хочется хотя бы кратко рассказать об их подвиге… »
КОГДА НЕ БЫВАЕТ СВИДЕТЕЛЕЙ
Дальше для меня, автора этого очерка в «Тюменском курьере», начинается самое трудное. «Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг» участников штурма содержится в наградных листах. В общих чертах все тринадцать текстов, по числу погибших героев, совпадают. Хотя имеются и разночтения.
Так, в большинстве наградных листов сообщается, что «немцы обложили дома соломой и подожгли. Когда закончились боеприпасы, смельчаки пытались вырваться из окружения, вступив в рукопашный бой».
А в наградном листе гвардии сержанта Владимира Васильева о том же самом иначе: «… несмотря на пламя, из горящих домов ни один боец не вышел, а все продолжали вести бой, пока не закончились боеприпасы. В этом бою весь личный состав погиб, но с задачей справился (? — Авт.). Главные силы взяли поселок, понеся незначительные потери».
И маршал Еременко, и многие другие авторы, которые писали о бое в Красновке и о тринадцати погибших героях, обратились к этой теме через двадцать-тридцать-сорок лет. По свежим следам даже корреспондента дивизионки, не говоря уже о журналистах центральной военной газеты, на месте событий не было. Не имеет смысла упрекать коллег, опубликовавших большой очерк «Штурм ледяного вала» в журнале «Огонек» за 24 февраля 1973 года и расцветивших текст диалогами, которых никто не слышал, размышлениями, которыми никто ни с кем не делился, мгновениями боя, свидетелем которых никто не был. Никто, кроме самих погибших бойцов.
Поэтому мы вынуждены ограничиться предельно сухим изложением событий, не выходя за границы реальности.
Итак, 15 января 1943 года 130-й полк, после «краткого артналета» (так считает маршал Еременко, и так было положено), пошел в наступление. 2-й стрелковой роте лейтенанта Ивана Ликунова было приказано штурмовать тот самый ледяной вал, о котором командующему Южным фронтом рассказывал генерал Кузнецов. И гвардейцы взяли этот вал. Наверняка, им потребовались и саперные лопатки, и штыки, и, возможно, даже брошенные на лед шинели, о которых написал автор очерка в журнале «Огонек». Бесспорно одно: после штурма ледяного вала в роте осталось всего 13 гвардейцев.
Лейтенант Ликунов, комроты. Взводный мл.лейтенант Седов. Сержант Севрюков. Сержант Васильев. Мл.сержант Кубакаев. Красноармейцы: Курбаев, Поляков, Немировский, Тарасенко, Утягулов, Полухин, Котов и Силин. Николай Силин, которому мы посвятили этот текст, уроженец деревни Бердюгино Ялуторовского района, до войны — пекарь из Ханты-Мансийска.
А задача еще не выполнена, за Красновку рота, точнее, то, что от нее осталось, так и не зацепилась. И тогда командир роты, которая превратилась в отделение по численности, принял единственное возможное решение. Кроме него это сделать было некому.
Продолжение следует.