Тринадцатый
Вообще-то в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года о присвоении звания Героя Советского Союза участникам Сталинградской битвы — «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» — рядовой Николай Сирин стоит под номером 47.
На мемориале, что поставлен на перроне бывшей железнодорожной станции Красновка в Ростовской области, он же значится 65-м. А в именном списке безвозвратных потерь 130-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии за январь 1943 года Николай Сирин — тринадцатый.
ИЗ НАГРАДНОГО ЛИСТА:
Сирин Николай Иванович, гвардии красноармеец 1-го стрелкового батальона 130 ГКСП 44 гвардейской краснознаменной дивизии, представляется к званию Герой Советского Союза.
Краткое конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг:
«На рассвете 13 января 1943 г. группа героев-храбрецов в количестве 13 человек во главе с командиром роты тов. Ликуновым, несмотря на ураганный пулеметный и минометный огонь и численное превосходство противника, преодолев проволочное заграждение и вал из снега и соломы, ворвалась на окраину жел. дор. поселка Донской и захватила три дома.
Группа смельчаков, в том числе гвардии красноармеец Сирин, прочно закрепили за собой захваченные дома и в течение полного дня удерживали последние. Немцы пытались захватить бойцов и командиров живыми и неоднократно предлагали им сдаться в плен. Но храбрецы отвечали: «гвардейцы в плен не сдаются» и поливали врага свинцом. Фашисты несколько раз бросали против группы храбрецов до роты пехоты с танками, но смельчаки отразили все атаки врага. Тогда немцы окружили дома, где находились смельчаки, обложили их соломой и подожгли. Несмотря на пламя, из горящих домов ни один из храбрецов не вышел, а продолжали вести бой до тех пор, пока не кончились боеприпасы.
Когда вышли все боеприпасы, часть товарищей пытались штыками прорвать кольцо окружения. Но силы были неравны, и они вместе со своим командиром погибли. Другая часть бойцов предпочла смерть на огне, нежели фашистский плен.
В этом бою погиб смертью героя и тов. Сирин.
Достоин звания «Герой Советского Союза».
Командир 130 ГКСП гвардии подполковник Тимаков».
НАГРАДИТЬ ВСЕХ!
В истории Великой Отечественной войны известны случаи массового награждения. Самое крупное и самое известное — за форсирование Днепра осенью 1943 года. 2438 человек получили звания Героев Советского Союза. В том числе маршалов и генералов — 47. Офицеров — 1123. Рядовых и сержантов — 1268.
Менее известны факты, когда Золотые Звезды получает сразу целое стрелковое подразделение. Так, один из исследователей — полковник Леонид Гурьев из города Сумы — пишет, что ему известно всего три. Что же, ввиду уникальности события расскажем о каждом из них поподробнее.
Первое и самое известное — бой 28 гвардейцев-панфиловцев у разъезда Дубосеково под Москвой 16 ноября 1941 года. Это там родилась крылатая фраза, которую печать и легенда приписывают погибшему политруку Василию Клочкову: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади — Москва». На самом деле, как выяснилось вскоре, эту фразу придумал журналист из газеты «Красная звезда» Александр Кривицкий и вложил ее в уста своему герою.
О панфиловцах, погибших в неравном бою с немецкими танками, писали газеты и книги, слагали стихи. 21 июля 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР всем им присвоены звания Героев. Правда, позднее стали известны некоторые удручающие подробности, на которые не обратили внимания ни грозовой осенью сорок первого, ни летом 1942-го. Уже после войны эти подробности стали предметом расследования Главной военной прокуратуры. Но не они являются темой нашего исследования. Так что продолжим.
Событие номер два произошло в самом начале марта 1943 года. Где-то южнее Харькова, а именно у села Тарановка взвод лейтенанта Петра Широнина из 78-го гвардейского стрелкового полка 25-й гвардейской стрелковой дивизии оборонял железнодорожный переезд. Пять суток взвод отбивал танковые атаки. Из 25 бойцов в живых осталось шестеро. Командир взвода был тяжело ранен. Враг потерял 11 бронированных машин и до сотни солдат. 18 мая 1943 года весь личный состав взвода, все 25 человек, и мертвые, и живые, стали Героями Советского Союза.
… «Десантному отряду старшего лейтенанта Ольшанского в ночь с 25 марта на 26 марта 1944 года высадиться десантом в районе элеватора с задачей нарушить боевое управление противника, нанести удар по немецкой обороне с тыла и содействовать частям Красной Армии в овладении городом Николаев. Время посадки в 20-00 25 марта. Время высадки 5-00 26 марта. Остальным подразделениям быть в готовности для высадки последующими эшелонами.» Таков был приказ командира 384-го отдельного батальона морской пехоты Черноморского флота майора Котанова.
Отряд Ольшанского смог незамеченным высадиться в торговом порту города Николаев и занять элеватор. Трое суток десантники отбивали атаки пехоты и танков. Когда части Красной армии с трех сторон ворвались в Николаев, в группе Константина Ольшанского осталось в живых 11 человек из пятидесяти пяти — раненые и обожженные. Указом от 4 апреля 1945 года все 55 получили звания Героев Советского Союза.
Кстати, всезнающая «Википедия» называет николаевский эпизод «единственной военной операцией в истории Советского Союза, все участники которой были удостоены звания Героя Советского Союза». А мы видим, что это не так.
СТАЛИНГРАДСКАЯ «ТОЧКА»
История, которую мы хотим вам рассказать, получается уже четвертой из этого ряда. Но обратим внимание на небольшую подробность — все четыре случая массового героизма связаны с обороной или захватом какого-то транспортного узла — разъезда, железнодорожной станции, морского порта, завладение которыми (по старой-престарой формуле, перекочевавшей даже в анекдот из военной и революционной хроники — почта, телеграф, вокзал) является решающим для успеха боевой операции.
Наш четвертый случай — станция Красновка в Ростовской области, неподалеку от крупного железнодорожного узла Миллерово. Боестолкновение на этой станции — одно из последних, из тех, что поставили точку в громаднейшей военной операции, которая вошла в историю под названием Сталинградская битва.
Повторим: 13 гвардейцев, все, что осталось от роты лейтенанта Ивана Ликунова, 15 января 1943 года закрепились в трех домиках на окраине пристанционного поселка Донской.
Через две недели, 31 января, из подвала городского универмага в Сталинграде выйдет и сдастся в плен генерал-полковник Фридрих Паулюс, так и не успев получить фельдмаршальский жезл, которым его только что наградил Гитлер (как утверждают некоторые исследователи, фюрер рассчитывал, что Паулюс предпочтет смерть плену). А еще через два дня все немецкие войска, которые оказались в сталинградском кольце и почти два с половиной месяца продолжали сопротивляться, капитулируют.
Но это через две недели. А пока к востоку от Красновки еще бьется, агонизирует в красноармейских тисках армия Паулюса. Несколько сот тысяч вымуштрованных, хорошо обученных, прошедших не одну европейскую кампанию и почти уже дошедших до Волги солдат. Хотя кольцо окружения замкнулось 19 ноября, но бой еще идет.
Весь декабрь не прекращались и попытки фельдмаршала Манштейна, подкрепленного румынскими и итальянскими дивизиями, прорваться к окруженным. Общее число «штыков» под его командованием составило 459 тысяч человек,. Плюс танки, артиллерия и самолеты. Вся эта махина рвалась на выручку к своим, повинуясь приказу и солдатскому долгу.
Чтобы не допустить прорыва, 16 декабря 1942 года началась еще одна операция Красной армии, названная «Малый Сатурн». Цель -овладеть городом Миллерово, крупным железнодорожным узлом, где начинался и воздушный мост поддержки окруженных дивизий.
Наше командование намеревалось к 24 декабря взять Миллерово. Но враг отчаянно сопротивлялся. «Малый Сатурн» выполнил одну часть задачи — сорвал попытки пробить кольцо окружения изнутри и снаружи. А Миллерово, где было сосредоточено много немецких войск и сам город превращен в крепость, взять не удалось.
Задачу перенесли на следующий год. Взятый в полукольцо город Миллерово, тем не менее, не утратил связи со своим тылом. Теперь требовалось лишить его этих связей. Одним из таких узелков на паутине немецкой обороны оказалась станция Красновка, штурмовать которую и пришлось 130-му стрелковому полку 44-й гвардейской стрелковой дивизии 1-й гвардейской армии.
Продолжение следует.